Организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения орфографии.

Публикация

 

Гуманизация образования как одно из ведущих направлений работы современной школы призвана активизировать процесс становления самостоятельной личности, создавая условия для ее самовыражения, подготовки учащихся к жизни. Это предполагает формирование у школьника позиции субъекта деятельности, способного самостоятельно намечать цели, выбирать пути, способы и средства их реализации, организовывать, регулировать и контролировать их выполнение.

Проблема исследования состоит в решении задач по определению дидактических условий и методики рациональной организации самостоятельной работы учащихся основной школы (5-9 класс).

Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема стимулирования учебно-воспитательного процесса привлекала многих исследователей.

В исследованиях последних лет по проблемам самостоятельности школьников в учебной деятельности внимание обращено на формирование обобщенных умений и навыков (Л.В. Занков, Н.А. Лошкарева); саморегуляцию учебной деятельности (М.В. Гринева, Д.Б. Дмитриев, Г.М. Коджаспирова, И.С. Сивова и другие); активизацию познавательной деятельности школьников (М. П. Осипова, Н.И. Качановская, Н.В. Талызина, Т.И. Шамова); его роль в становлении личности ученика (М.И. Алексеева, Ш.А. Амонашвили, А.И. Раев и другие); на стимулирование положительного отношения к учебной деятельности (Л.С. Дягилева, М.Я. Ситниченко).

Однако анализ научных источников и практической работы школ свидетельствует не только об активизации внимания к проблеме формирования самостоятельности школьников в учебной деятельности, но и позволяет сделать вывод о недостаточной изученности стимулирующих данную деятельность факторов. Проблема подготовки учителя основной  школы к стимулированию самостоятельной познавательной деятельности обучаемых остается одной из сложных и малоразработанных в современной педагогике. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Объект исследования – процесс организации самостоятельных работ школьников. Предмет исследования – дидактические и методические условия организации самостоятельной работы обучаемых основной школы (5-9 класс).

Цель исследования − изучить вопрос организации самостоятельной работы школьников в теории, на этой основе спланировать и провести эксперимент, доказывающий положительное влияние этого вида деятельности обучаемых на их успеваемость.

Задачи исследования

  1. Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме.
  2. Уточнить сущность и структуру процесса стимулирования самостоятельной познавательной деятельности обучаемых основной школы (5-9 класс).
  3. Проанализировать успеваемость обучаемых.
  4. Определить возможности организации самостоятельных работ обучаемых на уроках.
  5. Составить задания для самостоятельных работ обучаемых на уроках.
  6. Подготовить соответствующие средства обучения.
  7. Провести педагогический эксперимент и оценить его эффективность.

Рабочей гипотезой нашего исследования является предположение о том, что развитие самостоятельности школьников средствами игры будет способствовать более эффективному процессу обучения детей при условии:

  • систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
  • создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ методологической, педагогической, теоретической, психологической литературы.
  2. Изучение передового педагогического опыта.
  3. Наблюдение.
  4. Беседа.
  5. Анкетирование.
  6. Сравнение результатов деятельности.
  7. Тестирование.
  8. Изучение документации.
  9. Педагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

  1. Уточнен понятийно-терминологический аппарат проблемы.
  2. Определены психолого-педагогические основы формирования умений самостоятельной учебной работы в школьном возрасте.
  3. Обоснована система мер, обеспечивающих целенаправленное формирование умений самостоятельной учебной работы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

  1. Сущность и значение самостоятельной деятельности учащихся

 

  • Самостоятельная работа обучаемых, её признаки и условия организации

 

Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны и объяснены. В науке функции управления и преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила преобразования явлений. Таким образом, познавая предмет или явление, мы, прежде всего, должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять ими, как с помощью определенных операция преобразовать эти предметы и явления.

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения обучаемых в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. [19]

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, то есть умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности обучаемых в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности – путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и другие.

В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов в 60-е годы обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений обучаемых стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.

Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

Однако, существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

Первая группа:

  • содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;
  • оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;
  • результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

Вторая группа:

  • содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;
  • процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;
  • мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.