Поликультурное воспитание младших школьников

Алпацкая Валерия Валерьевна,
г.Стерлитамак, МАОУ "СОШ №4",
учитель начальных классов

Публикация

Поликультурное воспитание – это формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей

Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

Поликультурное воспитание готовит человека к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание толерантности.

Основная сущность поликультурного воспитания заключается в устранении противоречий между доминирующим народом, проживающим на данной территории, и малой этнической группой. Все должны получить образование, поэтому нужно преодолеть барьер в интеллектуальном отставании. Поликультурное воспитание должно проходить в учебных заведениях, в семье, на внеклассных занятиях. Мы должны научить понимать и уважать культуру других народов, их исторические ценности, бытовые традиции.

Поликультурное воспитания определено с учетом факторов: свободный выбор учащихся в соответствии с их склонностями и интересами; необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, что обеспечено следующей логикой: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры.

Поликультурного воспитания решает следующие задачи, согласованные с ее главными целями:

– глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России;

– воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

– воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;

– приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;

– формирование культуры межнациональных отношений учащихся в полиэтническом коллективе;

– воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости сохранения культуры мира.

Поликультурное воспитание как актуальная педагогическая задача современности  соотносится с общей концепцией развития личности. Развитие – это ряд количественных и качественных изменений, которые происходят в организме с момента зарождения до конца жизни.

Поскольку движущими силами развития личности являются противоречия (внутренние и внешние), то в результате разрешения противоречий происходит развитие личности, ее движение по восходящей линии. Личность, таким образом, приобретает новые положительные черты, выходя на очередной виток индивидуального развития, качественно отличающийся от предыдущего.

При диалектическом понимании поликультурного воспитания (процесс воспитания не является неизменным, одинаковым, он изменяется, совершенствуется, отличается гибкостью, подвижностью, динамичностью, изменчивостью) оно сообразно развитию может происходить постепенно и скачкообразно под влиянием индивидуальных побуждений и отношений человека с другими людьми, а также может акцентироваться на отдельных возрастных этапах.

Сензитивным периодом для выработки поликультурных навыков является младший школьный возраст. Именно младшие школьники более всего подвержены внушаемости, могут с точностью воспроизводить манеру и способ мышления своего наставника.

Анализ литературных источников позволил выделить в поликультурном воспитании младшего школьника три основных этапа:

1) формирование положительных мотивов, направляющих деятельность воспитанников;

2) формирование социального опыта учащихся в поликультурной среде;

3) становление духовных идеалов в индивидуальном мире маленького человека.

Охарактеризуем их в полной мере.

Этап 1. Формирование положительных мотивов, направляющих деятельность воспитанников, определяющих успехи и неудачи личности. В данном случае положительные мотивы рассматриваются нами как внешние и внутренние стимулы, способствующие поликультурному воспитанию субъектов педагогического процесса. Внешние стимулы – организация разнообразных форм работы по осуществлению поликультурного воспитания – могут носить глобальный и локальный характер.

Глобальный уровень внешних стимулов предполагает:

а) обеспечение готовности молодежи к выполнению гражданского и воинского долга по защите Отечества;

б) потребность устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых поликультурных группах;

в) сохранение гуманных ценностей человеческой цивилизации;

г) необходимость толерантного сосуществования больших и малых этнических общин;

д) возвышение роли родных языков как хранителей этнических ценностей и культуры.

Культурологический уровень определяет круг национальных, религиозных, конфессиональных, этнических, региональных и прочих предпочтений маленького человека. Данные объективно – субъективные явления предполагает готовность школьника:

а) знакомиться с культурами других народов, опираясь на собственный опыт и опыт профессионалов;

б) преодолевать узость представлений о взаимовлиянии народов мира, страны, отдельного региона, города и конкретного населенного пункта;

в) укреплять жизненные приоритеты, основанные исключительно на принципах гуманизма, порядочности, братства, сохранения лучших традиций дипломатии и сотрудничество между разными народами.

Личностно-ценностный уровень придает особую важность осознанию общечеловеческих ценностей, влияющему на взаимоотношения маленького человека со сверстниками, взрослыми, незнакомыми людьми. Кроме того, огромное значение имеет индивидуальность, уникальность личности школьника, что является определяющим обстоятельством в мотивах поведения и самостоятельного принятия решения.

Ситуативный уровень отражает обстоятельства конкретного случая, побуждающие к желаемому поведению воспитанников. Ситуативный уровень определяет целевые установки поступков маленького человека, создает благоприятные условия в ситуации выбора для принятия верного решения, задает стратегию поведения в будущем.

На данном уровне, следует подчеркнуть, дети учатся анализировать ситуации, видеть альтернативные пути разрешения конфликтов, приводящие к удовлетворению обеих сторон, совершенствует взаимоотношения.

Внутренние стимулы связаны с личностными свойствами и качествами самого человека. Например, данными стимулами могут быть потребность в повышении собственного престижа в коллективе, осознание жизненной значимости установления дружеских, миролюбивых контактов в поликультурной среде, выражающихся в стремлении к идеальным отношениям. Внутренние стимулы определяют и одновременно заканчивают первый этап формирования положительных мотивов поведения в поликультурной и многонациональной среде.

Тем самым можно выделить пятый, заключительный уровень данного этапа – рефлексивный уровень, который устанавливает необходимость личностного реагирования, самоанализа, корректировки собственного мотива поведения, либо самопоощрения, самоодобрения, самоосуждения и самопорицания. На данном уровне индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней потребностью в самосовершенствовании, дифференцирует положительные мотивы от нейтральных и отрицательных.

Этап 2. Сложнейшая работа педагогов по формированию положительных мотивов повеления младших школьников на первом этапе хотя и является основополагающей при организации целенаправленного поликультурного воспитания, но пока лишь выступает обособленным звеном, формирует фрагментарное сознание и, безусловно, нуждается в логичном продолжении. Речь идет о выстраивании уникальной воспитательной системы с поликультурной направленностью в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Данная воспитательная система должна обеспечить преодоление усиливающегося разрыва между запросами общества на гуманную толерантную личность и отсутствием необходимого содержания воспитательной работы для развития личностного потенциала учащейся молодежи, способности к сотрудничеству, с одной стороны, и выбором ее жизненного кредо, порой не имеющего ничего общего с потребностями общества и государства, с другой.

Степень сформированности положительных мотивов определяет выбор педагогами форм, методов, путей, способов, приемов и направлений деятельности при формировании поликультурных навыков у ребенка.

Таким образом, многообразие комбинаций педагогических воздействий на подрастающее поколение в специально созданных условиях, а именно в школе, позволяет говорить о формировании социального опыта учащиеся в поликультурной среде. Учитель на уроках и во внеурочные время (на всех этапах образования личности) решает широкий спектр задач поликультурного воспитания и тем самым создает базу для дальнейшего взаимопорядочного сотрудничества в поликультурной среде.

Под взаимопорядочным сотрудничеством мы понимаем наиболее оптимальный вариает отношений между субъектами коммуникации, лучший способ выражения своих идей и мыслей в общении с представителями разных культур, который характеризуется взаимным уважением, пониманием, искренностью и дипломатичностью, сохранением теплых, дружеских чувств независимо от исхода разговора или невербального контакта при индивидуальном и коллективном взаимодействии.

На втором этапе учитель создает условия для построения собственной траектории поведения каждого ученика. Учитель может формировать социальный опыт учащихся при условии наличия у них только положительных мотивов поведения. При нейтральных либо отрицательных мотивах процесс накапливания социального опыта существенно замедляется, поскольку педагог сначала старается подвести таких детей к положительным мотивам и лишь в случае успеха продолжает работу по выработке норм и правил поведения в поликультурном социуме. Ниже данная закономерность представлена графически.

Необходимо отметить то обстоятельство, что скорость овладения социальным опытом поведения в поликультурной среде тем выше, чем скорее будут установлены положительные мотивы, и, наоборот, чем медленнее будут формироваться положительные мотивы, тем продолжительнее станет работа по выработке навыков социального поведения.

Чтобы наметить пути и методы по поликультурному воспитанию младших школьников, необходимо, в первую очередь, провести тщательную диагностику мотивации способа поведения. Для этого целесообразно использовать различные виды оценки воспитанности, анализировать результаты наблюдений за учащимися в учебно-воспитательном процессе школы, проводить беседы с родителями, разбирать положительные ( называя фамилии учеников) и отрицательные ( не называя фамилий) примеры из жизни класса по вопросам поликультурного воспитания

Технология поликультурного воспитания должна быть полностью комплектной, то есть оснащенной всеми необходимыми для осуществления воспитательного процесса системами:

– план внеклассной воспитательной работы;

– список тем классных часов в порядке значимости;

– разработки дидактических заданий для предметов в соответствии с учебным планом, имеющие культурологический и национально- патриотический контекст;

– обучающие компьютерные программы- тренажеры, предназначенные для тренировки быстроты принятия решений в спорных ситуациях;

– доступ к интернету для своевременного получения информации;

– дополнительные материалы, составляющие портфолио классного руководителя

И, наконец, ввиду особой важности и значимости работы по осуществлению поликультурного воспитания в класс должен войти высококвалифицированный специалист, независимо от культурной принадлежности , вероисповедания, убеждений и способностей, обладающий ценностными установками современного времени, главное из которых моральные принципы нравственности и гуманизма. Р. Асадуллин и Л. Амирова справедливо замечают: «…на нашего учителя ложится основная ответственность за воспитание подрастающего поколения. А воспитательные функции, как известно, может выполнять только сложившаяся личность, богатая в духовном отношении».

Этап 3. Становление духовных идеалов в индивидуальном мире  маленького человека. Такое становление теснейшим образом связано с духовным поиском , созиданием, творчеством, усвоением социальных норм, принципов, правил, жизненных установок, которые во многом являются неким личностным ориентиром, определяющим внутренние убеждения школьника. На данном этапе воспитанник может выступать в качестве критика и помощника, умеющего рассудить, помирить, проанализировать ситуацию, понять, простить, дать дельный, разумный совет и главное вставать на место представителя другой культуры, принять его в естественном состоянии и обличии таким, каков он есть.

Естественное состояние представителя другой культуры мы характеризуем как искренность убеждений во взаимоотношениях с окружающими. привычные способы поведения,  принципиально отличающиеся от тех способов, которые присущи отдельной личности; это своеобразный менталитет собственные представления и взгляды, уникальное мировоззрение, сформированная под влиянием специфики конкретной культуры. У выпускника начального звена в результате развития социального опыта формируется конструктивная позиция по отношению к инакомыслящим, что чрезвычайно значимо в определение стратегии поведения в будущем. Как показывает  анализ публикаций по данной проблеме, укажите явлений культуры, представляющих ценность для других,  допущения плюрализма вкусов является основой духовного развития личности, которая теснейшим образом связано с постижением истины .

Истина всегда воплощается в конкретных действиях, отношениях, поведении человека, продуктах творческой деятельности. Истинна только тогда становится истиной для конкретного человека, когда он прочувствует наличие единственно  правильного решения, действия. Она освобождает человека от мысленных терзаний, переживаний, сомнений, она приводит к безвариантному, закономерному исходу событий, позволяет утвердить подлинные ценности обществ, народ, государства, которые становятся и личностными ценностями.

Когда педагог создаст на втором этапе эффективные условиях поликультурного воспитания и определит для учащихся  единственно верную, непоколебимую истину поведения, тогда она будет постулатом и аксиомой во взаимоотношениях в многокультурном пространстве, а в дальнейшем приобретет и личностный смысл для каждого воспитанника. Истина поведения, по нашему мнению, определяется высокими духовными качествами конкретного человека, характеризуется принципами гуманизма, чуткости и уважения человеческого достоинства и индивидуальности, способностью применять эти принципы в жизни.

Иными словами, когда учитель начальных классов сформирует устойчивую позицию поведения у воспитанников в межкультурном взаимодействии, что и является истиной, основанной на готовности и способности к диалогу, пониманию и солидарности, только в этом случае данная личность сможет самоактуализироваться, то есть стать толерантной, гибкой, не боящейся осуждения за нетрадиционные взгляды, умеющей полагаться на свой разум, опыт, чувства, и, наконец, будет авторитетной для окружающих.

Однако этап становления духовных идеалов не означает полного принятия чужих культурных идеалов и поступление своими собственными. Истинно гуманный и способный к глубокому пониманию жизни человек всегда найдет способ указать в тактичной и деликатной форме на отличие собственных убеждений, раскрыть причины разногласий без вступления в конфликт.

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

13 + 14 =

Генерация пароля