Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования
г.Сибай, ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
преподаватель
Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования
Современные требования, которые предъявляются к выпускникам колледжа, включают в себя не только наличие профессиональных знаний, но также овладение ими умениями и навыками по применению этих знаний в реальной практической деятельности. Решению этой задачи, как показывает реальная практика, способствует практико-ориентированный подход, который позволяет значительно повысить эффективность обучения. Это связано с тем, что система отбора содержания учебного материала помогает студентам оценивать значимость и практически актуализировать имеющиеся у них знания и умения.
Специфика внедрения в обучение практико-ориентированного подхода в системе высшего образования заключается в том, что он даёт возможность интегрировать формирование фундаментальной научной базы знаний и практических, общекультурных и социальных компетенций студентов, которые необходимы для профессиональной деятельности будущих педагогов. Таким образом, одним из компонентов практико-ориентированного образования становится обогащение практического опыта обучаемых в конкретной деятельности, уровень которого определяется степенью сформированности компетенций у студентов. В практико-ориентированном образовательном процессе обучающиеся активно применяют имеющиеся у них знания и вместе с тем у будущих специалистов формируется собственный опыт на основе освоения новых знаний. Этот опыт становится основой и стимулом для дальнейшего личностного и профессионального развития студента, активизации его собственных сил и способностей.
Выделяют несколько основных направлений реализации практико-ориентированного подхода к организации образовательного процесса. В основе первого направления стоит реализация задач профессиональной подготовки студентов через взаимодействие процесса обучения и прохождения учебных и производственных практик, с целью формирования практического опыта путем их внедрения в профессиональную среду. Второе направление связано с формированием у студентов профессиональных компетенций, а также личностных качеств, которые бы обеспечивали выполнение профессиональных обязанностей. Реализация данного направления обеспечивается через внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения. Третье направление основано на профессионально направленном изучении студентами комплекса дисциплин, которые обеспечивают профессиональную подготовку по отдельным блокам основной образовательной программы.
В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков студентов, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы.
Ключевым фактором, обеспечивающим практико-ориентированный подход, является включение в реализацию задач специалистов, педагогов из разных образовательных учреждений: преподавателей среднего профессионального образования и сотрудников дошкольных образовательных организаций. Такое взаимодействие позволяет улучшить качество подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности за счет распределения функций и задач образовательного процесса между всеми его субъектами.
В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной стороны, практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду. С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.
Во-первых, студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Во-вторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента при изучении специальных дисциплин, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи.
В-третьих, процесс знакомства с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной практик, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документацией и презентацией.
А на последнем этапе студент может организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников.
Реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки специалистов, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.
Задача преподавателей сформировать у студентов практический опыт профессиональной деятельности на базе конкретной организации; освоить профессиональные и общие компетенции по виду профессиональной деятельности; проверить возможности самостоятельной работы будущих специалистов в условиях конкретной организации.
Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004.
2. Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с.
3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012.
4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
5. Современные проблемы науки и образования: многопредмет. научн. журн. – Электрон.науч. жур:Изд. дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2005 .