Применение активных методов обучения с использованием технологии модерации
пг. Лангепас (ХМАО – Югра), ЛГ МАОУ ДО «Центр спортивной и военно-патриотической подготовки детей и молодёжи»
педагог дополнительного образования
Применение активных методов обучения в дополнительном образовании с использованием технологии модерации
В ряду педагогических технологий, особо значимых для проектирования занятий, выделяются активные методы обучения, в частности — интерактивные учебные занятия. Они актуальны, так как предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами. Но, на наш взгляд, более ценным в них является то, что интерактивы предполагают равноправное общение субъектов образовательного процесса в процессе обучения — педагога и обучающегося. Это касается не только занятий в общеобразовательной организации, но и в учреждениях дополнительного образования.
Опишем применение активных методов обучения на основе технологии модерации.
Впервые термин «модерация» (от лат. moderare: сдерживать, регулировать) был применён в 70-е годы прошлого века в Германии в сфере политики и экономики для выработки совместных решений консультативного совета предпринимателей. С тех пор модерация нашла множество областей применения; в их число вошло и образование. Педагоги развили и усовершенствовали модерацию как образовательную технологию.
Как работает технология модерации?
Чтобы занятие прошло эффективно и достигло запланированных целей, педагог, им «управляющий», должен построить его на ключевых принципах:
– структурированности (всё содержание занятия делится на рационально продуманные, чётко определенные части);
– систематичности (отдельные части занятия взаимосвязаны и логически следует одна за другой; в целом они составляют полноценное содержание занятия);
– комплексности (содержание каждой части занятия и организационные процессы направлены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
– прозрачности (работа каждого обучающегося видна педагогу, ход образовательного процесса, промежуточные и итоговые результаты занятия ясны всем его участникам).
Активные методы обучения, заложенные в основу технологии модерации, помогают создать на уроке комфортные условия взаимного общения педагога и обучающихся. Благодаря этому увеличивается количество идей и мнений, которыми обмениваются участники образовательного процесса. Познавательная деятельность реализуется через полилог; преподаваемая информация осваивается активно и осознанно. Все действия педагога направлены на привитие обучающимся культуры диалогового обучения и умений грамотно строить беседу для получения сведений, нужных для решения той или иной поставленной задачи.
Занятие, построенное по технологии модерации, всегда направлено на получение конкретного и прогнозируемого результата. Поэтому используемый полилог является средством для достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, что и требует ФГОС. Так общение становится одним из механизмов, позволяющих воспитывать гражданские качества учащегося, необходимые для адекватной социализации личности.
Модель урока по технологии модерации
В учебном занятии по технологии модерации существует шесть последовательных этапов:
1 – посвящение (инициация);
2 – вхождение;
3 – формирование ожиданий обучающихся;
4 – интерактивная лекция (мини-лекция);
5 – проработка содержания;
6 – подведение итогов.
Между основными этапами мы рекомендуем включать переходные этапы — двухминутные эмоциональные разрядки (разминки, физкультминутки). Они необходимы для создания положительного настроя и поддержания умственной и физической работоспособности обучающихся.
Рассмотрим последовательность образовательной деятельности с использованием технологии модерации.
Занятие начинается с посвящения обучающихся в атмосферу занятия. На этом этапе педагог мотивирует детей на восприятие знаний, а ученики, в свою очередь, высказывают предположения о теме занятия. Происходит концентрация внимания обучающихся.
Следующий этап – вхождение в занятие, или погружение в тему. Педагог и обучающиеся в ходе обсуждения определяют тему и цели занятия.
Формирование ожиданий обучающихся происходит на этапе планирования эффектов занятия. Участники образовательного процесса вместе определяют последовательность действий, которые приведут к достижению целей занятия.
Непосредственно передача информации и её объяснение происходит на этапе проведения интерактивной лекции. Обучающиеся знакомятся с новой для них информацией, которая преподносится педагогом как устно, так и наглядно, в том числе с использованием раздаточного материала.
Интерактивная лекция, или мини-лекция должна длиться от 10 до 15 минут.
Чтобы ввести интерактив в лекционное изложение, необходимо использовать элементы беседы. Интерактив предполагает наличие быстрой обратной связи, поэтому на этом этапе используют приёмы активного слушания: инсерт, таблицы Донны Огл, трёхчастный дневник, бортовой журнал (см. Патрикова Т. С. Интерактивное учебное занятие: технология модерации // Справочник заместителя директора школы. – 2015. – № 3).
Инсерт — интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Этот приём осуществляется в два этапа.
На 1-м этапе детям необходимо сделать пометки в тексте лекции, который имеют перед собой обучающиеся:
– «галочкой» отмечается то, что уже известно;
– знаком «минус» — то, что противоречит представлениям обучающихся;
– знаком «плюс» — то, что является интересным и неожиданным;
– вопросительный знак ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
На 2-м этапе происходит последовательное обсуждение содержания каждого отмеченного соответствующим знаком раздела.
Приём инсерта способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Таблица Донны Огл «Знаю — Хочу знать — Узнал» используется для развития умения самостоятельно определять направления в работе с информацией. Она может быть дополнена графами «Используемые источники информации» и «Предполагаемые источники информации». Таблицу можно модифицировать: использовать отдельные листы на доске-флипчарте или создать электронные файлы с соответствующими названиями. Можно поменять саму стратегию заполнения таблицы: во время чтения материала надо заполнить таблицу «Уже знал (или догадывался) — Узнал — Осталось непонятным».
В целом таблица чикагского профессора Д. Огл служит для развития рефлексивности в процессе познания. Используя таблицу при работе с информацией, обучающиеся научатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы. Таблица поможет научиться определять направления в индивидуальном исследовательском поиске в рамках изучаемой темы и даже выйти за её пределы.
Автор «Трёхчастных дневников» — американский журналист первой половины XX века Черил Форбс. Дневники выглядят так:
1 часть делиться на два блока: фиксация идей или цитат (здесь записываются фрагменты мини-лекции, которые вызвали наибольший интерес, произвели наибольшее впечатление) и комментарий (здесь ученик объясняет причины, по которым этот фрагмент его заинтересовал: что заставило меня обратить внимание на эту идею, записать именно эту цитату? какой вопрос возник в связи с этим?).
Во 2 части записываются собственные размышления ребёнка по теме.
3 часть — письмо к учителю (информация о накопившихся вопросах, формулировка особо актуальных проблем, интересующих обучающихся).
Приём «Бортовой журнал» был разработан в рамках технологии развития критического мышления. Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения материала, но и помогает обучающимся развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, даёт возможность наглядно представить заданную проблему.
В основных трёх графах журнала последовательно записываются ключевые понятия темы, их толкование и удобная для запоминания графическая форма (рисунки, схемы).
Дополнительные графы посвящены оставшимся, неразрешённым вопросам и оценке материала в целом.
Приёмы активного слушания в работе педагога помогают актуализировать деятельность обучающихся с разными видами получения и обработки информации и применять индивидуальный подход. Таким образом, каждый ученик будет использует для записи лекции какой-то один, удобный ему приём. По завершении записи можно обсудить достоинства и недостатки каждого из приёмов как в малых группах, так и в ходе коллективного обсуждения перед переходом к следующему этапу занятия — проработке содержания.
Обязательным промежуточным этапом между интерактивной лекцией и проработкой содержания должна стать эмоциональная разрядка, так как эти две фазы центральные ключевые и самые длительные. Напомним, что с помощью разминки педагог сменит виды деятельности (активную умственную деятельность временно заменит активная физическая), разнообразит психоэмоциональный настрой детей и таким образом поддержит работоспособность обучающихся.
Следующий этап занятия — проработка содержания. Этот этап, как и интерактивная лекция, является видом самостоятельной работы обучающихся. Причём если в течение лекции с помощью приемов активного слушания дети работают индивидуально, то при проработке учебного материала — в малых группах до 5 человек. На этом этапе происходит закрепление полученной информации и формирование компетенций обучающихся — знаний, умений, навыков.
Завершающий этап занятия — подведение итогов. Здесь происходит рефлексия (переосмысление, “проживание” новых знаний). Обучающиеся оценивают достигнутые ими на данном занятии результаты.
Чтобы получить запланированные результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся, при использовании технологии модерации педагог должен организовать:
– эффективное взаимодействие участников занятия;
– упорядоченный обмен информацией;
– наглядность хода занятия и его результатов;
– мотивацию всех участников;
– отслеживание образовательных результатов;
– рефлексию педагога и обучающихся;
– анализ деятельности участников занятия и оценку результатов.
Материализовать ход обучения позволит наглядность (визуализация) учебного материала:
– цветовое кодирование;
– древо (ожиданий, целей, решений, оценки), элементы которого родительские или дочерние (корни, ветви, плоды);
– интеллект-карта (карта мыслей, ассоциативная карта, диаграмма связей) — способ фиксации системного мышления с помощью схем;
– алгоритм — точное пошаговое предписание совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели;
– денотатный граф — схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты: от понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена;
– модель — образ или образец какого-то объекта или системы объектов («оригинала» данной модели);
– график, диаграмма;
– фрейм — законченный HTML-документ, который вместе с другими HTML-документами может быть отображён в окне браузера в виде схемы действий в реальной ситуации (его хорошо использовать на этапе подведения итогов занятия и на стадии рефлексии, когда необходимо сформулировать новую информацию из минимально возможного количества слов);
– смысловое поле — метод, служащий для сужения проблем выбранной темы; обучающиеся должны заполнить таблицу с предложенными блоками вопросов;
– кластер — графический прием систематизации материала: в центре рисуется овал, в котором записывается тема занятия; вокруг него располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова.
Использование этих методов позволяет уплотнить материал, систематизировать его, выявить существенные связи, перевести словесную (вербальную) информацию в образную (визуальную).
Применяя активные методы обучения на основе технологии модерации, педагог сотрудничает с детьми, помогая им мыслить, работать с информацией, познавать и усваивать новое.
Использование технологии модерации в образовательном процессе позволяет педагогу достичь следующих дидактических целей:
– развития способностей обучающихся к самостоятельному и ответственному решению поставленных задач, в том числе к анализу информации, выявлению и оценке проблемы;
– формирования умения вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия, находить информационные, логические и аналитические ресурсы для решения проблем;
– выявления способностей и воспитание культуры ведения переговоров и дискуссии (умение выслушивать другого, аргументированно убеждать и принимать коллегиальные решения);
– закрепления навыка принятия ответственности за воплощение принятых решений.
Подводя итог в описании технологии модерации как эффективной современной образовательной технологии в системе дополнительного образования, необходимо отметить её продуктивность:
1. Технология модерации позволяет учитывать потребности и ожидания самих детей, а это делает образовательный процесс желанным и понятным для них.
2. На занятиях с применением технологии модерации каждый обучающийся несет ответственность не только за результаты своей учебной деятельности, но и за итоги работы малой группы, в состав которой он входит. Это мотивирует на стремление каждого ребёнка и группы обучающихся к успеху, на развитие личностных лидерских и командных качеств.
3. Использование различных приемов визуализации не только обеспечивает наглядность, но и развивает критическое мышление обучающихся, позволяет запомнить больше информации, помогает развитию творческих способностей.
4. На интерактивном учебном занятии по технологии модерации происходит обучение действием и обучение в сотрудничестве, что способствует осмыслению и ясному пониманию учебного материала. А это, в свою очередь, обеспечивает готовность и желание обучающихся применять знания на практике.