Применение интерактивных методов обучения как средство развития умений работать с информацией на уроках математики в начальной школе
Автор публикации: Котова Марина Андреевна
студентка 4 курса специальности «Преподавание в начальных классах» в ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»
Каждый учитель может самостоятельно выбирать интерактивные методы, что позволяет выстроить учебный процесс более корректно.
В настоящее время интерактивные методы обучения на уроках математики в начальной школе дают возможность проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает положительную мотивацию обучающихся на занятии, высокую степень дифференциации обучения, а также значительно повышает эффективность и объем выполняемой на уроке работы.
Ключевые слова: информационное умение, интерактивные методы обучения, умение работать с информацией, этапы формирования информационных умений, группы информационных умений, компоненты умения работать с информацией, рекомендации по применению интерактивных методов обучения.
В работах Демидовой М.Ю., Дмитриевой М.В., Калафати Ю.Д., Калеевой Ж.Г., Семенова Ю.В. под информационными умениями понимаются умения осуществлять поиск, перерабатывать и использовать информацию.
Формирование информационных умений происходит по следующим этапам:
1. Этап принятия задачи. На этапе принятия задачи у учащегося формируется умение осознать, вычленить, сформировать информационный запрос (для чего ему это надо), умение выбрать источник информации, и оценить адекватность источника информации сформулированному вопросу (т.е. на сколько полной будет информация из данного источника).
2. Этап поиска информации. Поиск информации – это извлечение хранимой где-либо информации. Умение эффективно работать с любыми доступными источниками информации: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.
3. Этап обработки информации. Формируются умения отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования информации).
4. Хранение информации. Младший школьник хранит информацию, в основном, в памяти. Крайне редко – в записях. Качество хранения учебной информации у младшего школьника зависит от средств ее кодирования. У обучающегося должно развиваться умение осознано эффективно использовать особенности своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.
5. Передача информации. Умение обмениваться информацией, то есть умение общаться, становится одним из главных умений человека в современном мире. Передача информации – это умение сообщить какие-либо сведения, то есть умение передать информацию, таким образом, в такой форме, чтобы тот, кому она передается, без труда ее принял.
Выделяют две группы информационных умений: информационно-поисковые и информационно-аналитические.
Информационно-поисковые умения – это практические умения. Успешно формируются у учащихся при работе с источниками информации.
Информационно-аналитические умения формируются через поиск, последующую обработку и использование найденной информации, работа с которой требует анализа.
Можно сделать вывод о том, что когда мы формируем информационные умения у младших школьников, то мы формируем информационные умения в учебном процессе через использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
«Компонентами умения работать с информацией выступают:
– поиск информации (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор ревалентной информации);
– анализ информации (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации);
– интерпретация информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации);
– переформатирование информации (перевод информации из одного вида представления в другой);
– обобщение информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации);
– создание информации (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях);
– создание электронных презентаций.
В Примерных программах представлены две программы, предполагающие работу с информацией:
1. «Чтение. Работа с текстом»,
2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
Работа с информацией и средствами сегодня становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры. Целью обучения является не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры как части интеллектуальных умений. Роль преподавателя тесно связана с ее формированием. Только в том случае, если преподаватель даст обучающемуся многообразные и обширные знания, обучит информационным умениям, человек будет готов продолжить образование, а, следовательно, и профессионально определиться в жизни.» [1].
Общие методические рекомендации по применению интерактивных методов обучения:
– в работу должны быть вовлечены все обучающиеся. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех обучающихся в процесс обсуждения;
– надо позаботиться о психологической подготовке обучающихся. В связи с этим полезны разминки, постоянное поощрение учащихся за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации обучающегося;
– количество участников и качество обучения могут оказаться в обратной зависимости. В работе не должны принимать участие более 25-30 человек. Важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме;
– аудитория должна быть подготовлена с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для обучающихся должен быть создан физический комфорт;
– договориться о том, что все обучающиеся будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства;
– деление обучающихся на группы лучше построить на основе добровольности.
Примером этому может быть измерение величин: этой работе способствуют дидактические игры: «нанизывай бусы, шарики разных размеров», «составь пирамиду», «расставь матрешек», «лесенка». Эти задания развивают глазомер, наблюдательность.
Затем задание усложняется. Учитель в разных частях доски на большом расстоянии друг от друга чертит два отрезка мало отличающиеся по длине. Как выяснить какой отрезок длиннее? Наложить отрезки мы не можем. Возникшая проблема разрешается введением третьего отрезка, который можно перемещать. Так вводится необходимость мерки. Мерка – это отрезок, используемый в качестве средства измерения, своеобразное орудие измерения. Упражнения по сравнению полосок с помощью мерок содержатся в учебнике. Полоски разного цвета разделены на одинаковые прямоугольники. Какая полоска длиннее? Пересчитывание мерок дает числа, но эти числа помогают сравнивать длину полосок. Эти числа – величины.
Также для обобщения понятия длина можно использовать метод Синквейн. Правила составления:
1. В первой строке понятие называется одним словом (существительным).
2. Вторая строка – описание понятия двумя прилагательными.
3. Третья строка – описание действия в рамках этого понятия тремя словами (глаголами).
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, характеризующая отношение к теме (чувства).
5. Последняя строка – синоним, одно слово, повторяющее суть темы.
Эффективностью педагогической технологии является создание оптимальных условий для возможности реализовать себя через создание обучающей среды, как культуры «школьной» организации, благоприятного психологического климата и др. При создании обучающей среды учитель должен учитывать фокусирование на обучающемся, ориентирование на разные способы восприятия, направленность на взаимодействие, обращение к опыту, уже имеющемуся у обучающегося, содержание в себе загадок и потенциальных открытий, привлечение, побуждение учащихся к поиску, исследованию, самоориентации, к обнаружению проблем и поиску их решений.
Таким образом, на уроках математики в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО возможно применение разнообразных интерактивных методов, адаптированных учителем. Среди них, например, синквейн, мозговой штурм, проблемный метод и др. При этом, для реализации таких методов в начальной школе, необходимо создание условий, таких как вовлечение всех обучающихся в работу, обеспечение психологического настроя учащихся, систематичность.
Анализируя опыт использования интерактивных средств обучения как средства развития умений работать с информацией на уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что и их использование позволяет:
– обеспечить положительную мотивацию обучения;
– проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
– обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
– повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
– усовершенствовать контроль знаний;
– рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
– формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
Красова С.В., учитель начальных классов из с. Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области пишет, что новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач для меня является развитие у обучающихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учащихся к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.
Также многие учителя считают, что применение интерактивных методов обучения как средство развития умений работать с информацией на уроках математики в начальной школе способствует повышению результативности образовательного процесса. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские интерактивные методы в соответствии с индивидуальными особенностями класса.