Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Автор публикации: Ходулова Парасковья Григорьевна
МБОУ “Техтюрская СОШ им. Романова И.М.
Республики Саха, с.Техтюр
Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. Проводя уроки в традиционной форме, мы навязываем детям свои решения, мнение, свой способ выполнения задания, заставляя ребенка угадывать, что же хочет учитель. А новая эпоха погружает нас в конкурентоспособную среду, где ребенок должен быть приспособлен. Для этого современный урок должен раскрывать творческий потенциал, как учеников, так и учителя. Наиболее продуктивной считаю технологию критического мышления. Привлекла она меня тем, что учит учащихся мыслить творчески, нестандартно,логично. Также развивает умение быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умение осмыслить и применить полученную информацию. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. А способность анализировать информацию содержания текста, умение выносить обоснованные суждения и применять их в нестандартных ситуациях способствует успешной самореализации личности.
Развитие критического мышления- непростая задача. Нет окончательных путей, которые ведут к критическому мышлению. Однако существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:
- Давать возможность учащимся размышлять.
- Принимать различные идеи и мнения.
- Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
- Ценить проявление критического мышления.
- В работу должны быть вовлечены в той или иной степени все учащиеся.
Модель технологии критического мышления включает три стадии: вызов, содержание, рефлексия.
Вызов – это актуализация имеющихся у обучающихся знаний, это постановка вопросов, которые вызывают потребность в новой информации. На этом этапе важно не отвергать любые высказывания учеников. Стадия вызова осуществляет важную функцию технологии: школьники с помощью вопросов и предложений сами ставят перед собой конкретные цели изучения нового материала.
Осмысление – это введение новой информации, извлечение из неё множественных смыслов, поиск ответов на вопросы, возникшие на стадии вызова. При этом используются различные формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая.
Рефлексия – это соединение новой информации со старыми знаниями, которые были у учащихся до начала урока, их оценивание, соотнесение, постановка новых вопросов и целей. В процессе рефлексии ученики выявляют пробелы в своих знаниях и формулируют новые цели познания.
Данная технология предполагает набор методических приёмов: кластеры, инсерт, тонкие и толстые вопросы, таблицы вопросов, эффективный мини-проект и т.д. Для преподавания русского языка и литературы важным является наглядный материал. Для активизации образного мышления учащихся, повышения интереса к предмету, усиления мотивации использую мультимедийные издания.
На уроках русского языка и литературы технологию критического мышления можно использовать при изучении самых разнообразных тем. У каждого учителя приемы развития критического мышления свои. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Применение даже некоторых приёмов технологии критического мышления даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся.
Развитие критического мышления – это прекрасная возможность для учителя совершенствоваться и расти профессионально.