Тема: «Проблемные методы обучения на уро-ках обществознания»

Автор публикации: Клецкин Алексей Викторович
Московская область, г.о. Чехов
МБОУ СОШ №9
Учитель истории и обществознания

Публикация

 

 

Статья на тему
«ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Автор: Клецкин Алексей Викторович

Мещерское, 2019

Содержание
Введение ……………………………………………………………………….с.3

ГЛАВА 1.
Использование методов проблемного обучения…………………………………………………………………………..с.6
ГЛАВА 2.
Система методов проблемного обучения……………………………………………………………………..…с.12

Заключение…………………………………………………………………….с.16
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………..………с.28

Введение
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития зубрёжке. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье»- писал В.А. Сухомлинский.
Современная наука образования приблизилась к тому моменту, когда возникла необходимость в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Школы должны постепенно переходить на педагогические технологии, которые включали бы ученика в развивающую деятельность.
Мы живем в век информации и глобализации. Скорость появления новых знаний значительно обгоняет возможности их усвоения и осмысления. А стремительный процесс глобализации, разрушая, незыблемые ценности и границы, потребовал от человека новых навыков в осмыслении информации, ее обработки, толерантных решений и действий. Реальности современного мира требуют от школы формирования у школьников способностей самообразования и самоконтроля в процессе социализации. Приоритетным становится овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний и сведений, актуальность которых быстро устаревает.
Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности — наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно сочетать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным. Умственный поиск — сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение.
Основное различие между проблемным и традиционным обучением состоит в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.
Цель проблемного типа обучения – не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Мышление необходимо человеку, прежде всего, для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизни деятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое необходимо является вначале неизвестным. Таким образом, в процессе поисков и открытия нового человек имеет дело с неизвестным. Тем самым определяется основная задача и одновременно и самая главная трудность любого мышления. Как вообще можно познавать неизвестное, если мы о нем еще ничего не знаем? Уже философы Древней Греции всерьез осознавали эту исходную и всеобщую трудность мыслительной деятельности. Они выразили ее в форме следующего парадокса мышления: если я (уже) знаю, что я ищу, то, что же мне еще искать; а если я (еще) не знаю, что я ищу, то, как я могу искать? Такой парадокс отчасти правильно выражает важнейшее противоречие всякого мышления – противоречие между начальными и конечными стадиями мыслительного процесса. В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.

Глава 1. Использование методов проблемного обучения
В 20-м веке развитие концепции проблемного обучения связано, в первую очередь, с американским психологом и педагогом Дж. Дьюи (1859-1952). Его педагогическая теория получила название инструментальной педагогики или «обучения путем делания» и заключалась в том, что ребенок должен получать опыт и знания в процессе самостоятельного исследования, изготовления различных макетов и схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и так далее. Дьюи считал, что для полноценного интеллектуального развития и образования вполне достаточно изначальной познавательной активности и любознательности ребенка (исходя из того, что ее было достаточно человечеству), поэтому в процессе обучения педагог должен помогать ребенку в познании только того, что требует сам ребенок. Вследствие такого радикализма теория Дьюи не прижилась надолго даже в самой американской педагогике. Однако многие другие, более взвешенные, его идеи признаются справедливыми и актуальными и до сих пор. Так, Дж. Дьюи декларировал важность применения в педагогическом процессе игровых и проблемных методов, разработал принципы и методику формирования критического мышления, способствующего активному и сознательному усвоению учебного материала, а также разработал основные правила нового специфического метода обучения, названного исследовательским, в котором обучение воспроизводит ход реальных событий, имевших место в науке и технике.
Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова (организация содержания и построение процесса обучения), М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской и Е.Н. Кабановой-Меллер (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В. В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения). Выдвинув идею новой дидактической системы, Л.В. Занков представил её как сочетание новых дидактических принципов, построенных с учётом закономерностей соотношения обучения и развития (младших) школьников, экспериментально доказал преимущество новой схемы учебного процесса над традиционной. Дальнейшее развитие новая дидактическая система получает в исследованиях В. В. Давыдова, который обосновал необходимость иметь новую структуру содержания учебного материала, построенную на основе сочета¬ния современной формальной логики с логикой диалектической. Экспериментально доказав возможность формирования теоретическо¬го мышления у младших школьников, В. В. Давыдов сформулировал ряд принципов построения учебных предметов и раскрыл диалектическую связь содержания и методов обучения. Проблемное обучение — это современный уровень развития дидакти¬ки и передовой педагогической практики. Оно возникло как результат дос-тижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся. Само название связано не столько с этимологией слова, сколько с сущностью понятия. Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем — характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально актив¬ной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обу¬чением. На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований можно дать следующее определение понятия «проблемное обучение»: Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность уча¬щихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения уча¬щихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. Проблемная ситуация прежде всего характеризует определенное пси¬хологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения та¬кого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знании о предмете, способах или условиях выполнения задания. Главный элемент проблемной ситуации — неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.
Проблемное обучение — это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем (М.И. Махмутов).
Проблемный тип обучения обеспечивает не только достижение результата (усвоение системы знаний), но и овладение учениками процессом получения этого результата (усвоение способов деятельности по овладению знаниями).
Основными особенностями развивающего обучения являются:
— превращение учащегося в субъект познавательной деятельности посредством формирования механизмов мышления, а не эксплуатация памяти;
— приоритет дедуктивного способа познания;
— доминирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения.
Проблемное преподавание — деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.
Проблемное учение — это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.
Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
— возникновение проблемной ситуации,
— осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
— нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
— доказательство гипотезы,
— проверка правильности решения проблем.
Общие функции проблемного обучения:
— усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
— развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
— формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).
Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:
— воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
— воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
— формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).
Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.
Проблемная задача, в отличие от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий.
Можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Глава 2. Система методов проблемного обучения
Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов.
В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:
1.монологическом;
2.рассуждающем;
3.диалогическом;
4.эвристическом;
5.исследовательском;
6. методе программированных заданий.
Метод монологического изложения
При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения — рассказ, лекция.
Методы рассуждающего изложения
Первый вариант — создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.
Второй вариант — излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма — беседа лекция.
Метод диалогического изложения
Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы формы преподавания — поисковая беседа, рассказ.
Метод эвристических заданий
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.
Метод исследовательских заданий
Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
Метод программированных заданий
Это метод, при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.
Бинарные методы обучения
Методы преподавания Методы учения
а) сообщающий а) исполнительный
б) объяснительный б) репродуктивный
в) инструктивный в) практический
г) объяснительно-побуждающий г) частично-поисковый
д) побуждающий д) поисковый
Преимуществами проблемного метода обучения являются следующие моменты:
1. Самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
2. Высокий интерес к учебному труду;
3. Развитие продуктивного мышления;
4. Прочные и действенные результаты обучения.
К недостаткам следует отнести:
1. Слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся;
2. Большие затраты времени на достижение запроектированных целей;
3. Недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;
4. Нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы;
5. Непривычность подобной формы работы;
6. Трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение;
7. Риск трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.
Тем не менее, проблемный метод обучения развивает творческую активность учащихся. Следующие умения традиционно относят к творческим:
— вести дискуссию;
— слушать и слышать собеседника;
— отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
— находить компромисс с собеседником;
— лаконично излагать свою мысль;
— находить не одно, а много вариантов решения проблемы.
Использование проблемного метода также способствует развитию самостоятельности учащихся, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, формированию познавательного интереса, поисковых навыков и умений. Данный метод открывает возможности творческого сотрудничества учителя и ученика, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.
Структура проблемного урока
Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяют логику анализа урока. Под структурой понимают различные вари¬анты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функ¬ционирования объекта.
Структурными элементами проблемного урока являются:
 актуализация прежних знаний учащихся;
 усвоение новых знаний и способов действия;
 формирование умений и навыков.
Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации со¬временного урока. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представ¬ляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:
— возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;
— выдвижение предположений и обоснования гипотезы;
— доказательство гипотезы;
— проверка правильности решения проблемы.
Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью школьника.
Я считаю, что на данном этапе развития человечества проблемное изу¬чение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармониче¬ски развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Заключение
с практической частью работы
«Проблемное обучение на уроках обществознания» 7 класс
Тема урока: «Особый возраст: отрочество».
Цель урока: раскрыть особенности становления личности подростка. Сформировать представления подростка о себе самом для понимания своей роли среди сверстников и взрослых.
Ожидаемый результат: ученики должны:
 называть особенности возраста: отрочества.
 понимать, почему этот возраст называют переходным, какие качества присущи подросткам.
 понимать и оценивать значение для жизни подростка: самостоятельности и дружбы.
 высказывать суждения о проблемах подростковой дружбы, отношениях между девочками и мальчиками.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Новый материал.
Задание: 3 группы по рядам называют отличия школьников и дошкольников. Кто последний называет, тот и выиграл. Мотивация: стихотворение С. Михалкова « Лапуся»
Что хотел сказать автор этим стихотворением?
Проблемный вопрос: Существует две точки зрения, сравни и выскажи свое мнение: какое больше соответствует подростковому возрасту.
1. Подросток — народ спокойный и рассудительный, с ним легко и быстро можно решать любую проблему.
2. Подросток — человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться.
Примеры приведите из собственной жизни.
Задание: Стихотворение «Ни пуха, ни пера»
Почему же в человеке 10-15 лет происходят такие перепады?
Чтение текста рубрики «Легко ли быть подростком»
Записать в тетрадях изменения, которые происходят с подростком.
Стремление общаться со взрослыми людьми.
-быстрый рост.
-прибавка в весе.
-смена настроения.
-быстрая утомляемость.
-плохое самочувствие если нервничаешь.
Как преодолеть некоторые проблемы.
-заняться спортом, танцами,
-режим дня,
контролировать свои эмоции (заняться интересным делом)
-прислушиваться к советам старших
-учить уроки вовремя.
-выбрать пример поведения взрослых, умных, воспитанных людей.
Отрочество — пора мечтаний.
Игра «Цветик трехцветик».
Ребята записывают в тетради 3 заветных желания, потом обсуждают их. (по желанию) Желание — это наши мечты.
Чтение раздела «Жил на свете человек» который, раскрывает значение мечты. А о чем мечтаешь ты?
Домашнее задание: Написать мини сочинение « Я мечтаю….», § 6 стр58-62.
Второй урок продолжает тему «Отрочество».
Проверка домашнего задания: прочтение мини — сочинения. «Я мечтаю…»
Типологические качества личности подростка.
Стремление к самостоятельности — Стремление к дружбе.
Стремление к самостоятельности:
Задание: Работа с репродукцией картины П.А. Федотова. «Свежий кавалер». Вопросы:
Можно ли назвать этого человека самостоятельным, организованным, аккуратным.
Какой образ жизни он ведет? Каким был в детстве?
Проблемный вопрос: Что значит человек самостоятельный? Есть две точки зрения:
Тот, кто принимает сам решения, когда выбираешь, что делать и как. Представляешь последствия своего поведения, и несешь за них ответственность.
Это когда можно делать все, что хочешь. И поступать только так как хочется тебе.
Работа над разделами учебника.
Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.
Обсуждение двух позиций.
2 раздел. Мальчики и девочки.
-нужны ли сегодня рыцари?
-должны ли девочки быть слабыми а мальчики сильными.
-чем психология девочек отличается от мальчиков. Вспомните, что рисуют девочки, а что мальчики?
мальчики Девочки
Машины, Куклы,
Самолеты, Цветы,
Оружие и т.д. Солнышко,
Птиц.
А есть ли работа мужская и женская? Игра: девчонки и мальчишки.
Учитель зачитывает фразу, а ученики ее заканчивают: совпадение рифм нарушает ло¬гику высказывания.
-Весной венки из одуванчиков, плетут, конечно, только
-Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у
Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только
Болтали час без передышки в цветастых платьицах
При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь
Бояться темноты трусишки, все, как один, они
Шелк, кружева и в кольцах пальчики — выходят на прогулку….
Футболка, джинсы, набок кепочка — вы угадали это
Стихотворение «Из чего же, из чего же…»
Опережающее задание о дружбе: найти в истории, литературе, изобразительном искус¬стве примеры верной дружбы людей; или написать сочинение «Мой друг».
Вывод: Все мы люди разные. Мир людей разнообразен благодаря ярким особенностям, присущим каждой личности. Люди с интересом и любопытством смотрят друг на друга. Между ними возникают симпатии, привязанности. Каждая личность — это целый мир. Чем больше таких миров вокруг нас, тем богаче человечество, тем интереснее жить среди людей, узнавая их.
Домашнее задание: § 6. 7 класс
Тема урока: «Что значит быть выдающимся человеком…»
Цель: дать представления об основных путях развития выдающихся личностей.
Задачи урока:
1. расширить и углубить знания обучающихся об основных сложных и многогранных процессах развивающих личность и факторов, способствующих самосовершенствованию человека;
2. раз¬вивать объективное отношение к самооценке, самокри¬тичность и самоконтроль;
3. развивать личностные качества обучающихся (умение адекватно себя оценивать, принимать решения и реализовывать эти решения);
4. расширить словарный запас: гениальность, выдающийся человек;
5. воспитывать стремление к самосовер¬шенствованию личности учащихся, к самообразованию и самовос¬питанию.
План урока:
1. проверка выполнения домашнего задания
2. знакомство с новым материалом
3. выступления учащихся с сообщениями о выдающихся личностях
4. закрепление нового материала
5. домашнее задание
Оборудование урока:
1. художественный видеоматериал.
3. демонстрация мультимедийного проекта.
Ход урока (Вступительное слово учитель):
— Тема нашего урока «Что значит быть выдающимся человеком…»
Цель урока: познакомиться о жизни и о путях развития выдающихся личностей.
Мы должны с вами решить задачи:
1. Кого можно называть гением, а кого выдающейся личностью?
2. Кто может стать выдающимся?
3. Что влияет на развитие выдающихся личностей?
Наш урок построен: 1 часть — проверка домашнего материала, 2 часть – знакомство с новым материалом, мы заслушаем выступление ваших одноклассников, 3 часть — закрепление.
I. Проверка выполнения домашнего задания.
(используя мультимедийный проект)
А) Дать определение понятиям: темперамент, характер, спо¬собности, интеллект, личность, индивид, чувства, мировоззрения.
Б) Беседа по вопросам:
1. Что способствует высокой, а что — низкой само¬оценке подростка?
2. С какими трудностями сталкиваются в жизни под¬ростки с низкой самооценкой? Как бороться с этими трудностями?
3. Продолжите фразу: «Мне кажется, что у Л. высокая самооценка, потому что…»
II. Изучение нового материала.
Слово учителя:
-Что такое выдающаяся личность?
Ф. Ницше(1844-1900), немецкий философ, доказывал, что только великие личности, сверхчеловеки, как высшие представители человечества, творят историю.
Сверхчеловек — это сильная, красивая личность, стремящаяся к лидерству. Воля к власти есть проявление его «творческого инстинкта». Такая личность стоит по ту сторону добра и зла. И может быть жестокой и снисходительной к обычным людям, вправе игнорировать нормы существующей морали, так как мораль — оружие слабых.
Вы согласны с мнением немецкого философа? (ответы обучающихся)
Слово учителя:
Некоторые уверены, что, для того чтобы быть выдающимся человеком, надо обязательно быть гениальным. Но гениальность — врожденная черта. Она может быть, а может и не быть. Гений, говорят, от природы или от Бога.
Талант и гениальность — биологически врожденные умственные способности. Но великая личность — нечто иное. Выдающаяся личность — результат воспитания и работы над собой, преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. От рождения человек и ростом мог быть невелик, и внешностью обладал неподходящей, и музыкальных способностей не было, да еще и кривоногий, но добился поразительных успехов в философии или математике.
Одаренные дети встречались и раньше и встречаются сейчас практически во всех странах, хотя далеко не всегда их вовремя распознают либо развивают. Редкие люди достигают уровня, называемого гениальностью. Умственная одаренность — биологически прирожденное качество. Оно может развиться, а может и угаснуть. Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они остались творчески одаренными личностями, но не стали выдающимися людьми.
А бывает и так, что ребенок, в котором с детства не распознали одаренность, вопреки этому позднее становится гением и дарит человечеству великие открытия. Так, Эйнштейна и Менделеева школьные учителя считали бездарными. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин. И на этом пути они сформировались как личности.
Для того чтобы стать выдающейся личностью, необходимо, чтобы был талант, сила воли, трудолюбие и желание ей стать. Большую роль в воспитании выдающейся личности играет семья, образование и влияние общества.
III выступления учащихся с сообщениями о выдающихся личностях, которые заранее подготовили (по заданию учителя); они зачитывают самые инте¬ресные (по определению учителя) доклады.)
(образец выступлений учащихся)
Великий филантроп
«Биография этого человека… в самом деле замечательная, — писал о Владимире Хавкине А. П. Чехов. — В России это самый неизвестный человек, в Англии его давно прозвали великим филантропом».
В Бердянске, городе на берегу Азовского моря, где он родился, есть маленький музей при городской санэпидемстанции. Это единственная дань памяти россиянину, который подарил человечеству надежные методы защиты от чумы и холеры.
Студент естественного отделения физико-математического факультета Одесского университета с увлечением работал в лаборатории выдающегося биолога И. И. Мечникова. Но жизнь в университете была далека от идиллии. В 1880 году либерально настроенные профессора в знак протеста против притеснения молодежи решили уйти в отставку. В их числе был и Мечников. Студенты написали ректору С. П. Ярошенко дерзкое послание с предложени¬ем подать в отставку, что в те годы считалось страшной крамолой. Семь студентов, в том числе и Хавкин, были исключены. Мечников принял предложение великого Луи Пастера поработать в его институте в Париже. Вскоре он позвал к себе и Хавкина.
Весной 1892 года холера охватила 77 губерний России. Только за 3 месяца погибли 300 тысяч человек. В это время Хавкин начал опыты со своей вакциной. После тысяч опытов над кроликами, морскими свинками Хавкин принимает решение ввести себе в кровь дозу холерного яда, во много раз превышающую ту, что он вводил животным. Он сделал это 18 июля 1892 года, никому не сказав ни слова. Реакция была сильная и почти мгновенная: головная боль, ломота, жар. Через 6 дней он впрыскивает себе под кожу вторую, еще более сильную дозу яда. Жар и недомогание были еще мучительнее, но через сутки прошли. Лишь когда ученый на себе показал, что вакцина не опасна для ч’ ни, он провел подобный эксперимент на трех добровольцах, политических эмигрантах из России. Вскоре после доклада в Биологическом обществе Хавкин стал знаменитостью. «Русскому доктору браво!» — кричали парижские газеты.
Хавкин стремится в Россию со своим методом предотвращения эпидемии. Но опасность возвращения в Россию неблагонадежного эмигранта была главной причиной отказа Хавкину.
Ученый решает отправиться в Индию, где тоже свирепствовала эпидемия, где за 10 лет погибли около миллиона человек. Хавкина ужаснули нищета и антисанитария. Воду для питья бедняки брали в тех же прудах, куда выливали нечистоты и где стирали белье холерных больных.
Весть о русском докторе быстро разнеслась по стране. Жители городов Лакхнау и Аличарх поднесли Владимиру Хавкину серебряный кубок и кошелек с 15 тысячами рупий. Но эти деньги, как и другие суммы, были розданы великим филантропом тем крестьянам, которые соглашались на прививки. Только за первый год работы в Индии Хавкин сам вакцинировал 25 тысяч человек. Это был настоящий подвиг, так как работать приходилось в тяжелейших условиях: жара, тропические ливни, голод, жажда, прескверные дороги, забитость крестьян, которых всякий раз подолгу приходилось убеждать в пользе прививок. В одном из селений Восточной Бенгалии на Хавкина и его спутников было совершено покушение весьма экзотическим способом: на спящих врачей накинули марлю, пропитанную змеиным ядом, который должен был попасть в кровь через кожу, во многих местах прокусанную москитами. Хавкин мог бы уже никогда не проснуться…
Вспышка чумы в Бомбее заставила индийское правительство опять обратиться к Хавкину. Он организовал в Бомбее лабораторию для получения противочумной вакцины. Хавкин трудился по 12-14 часов. Один из его со¬трудников заболел нервным расстройством, двое ушли, не выдержав испытания работой и страхом, Первую в истории человечества античумную вакцину Хавкин создал за три месяца и испытал ее на себе. Чтобы удостовериться в безопасности вакцины для человека, Хавкин сделал себе инъекцию, вчетверо превышающую ту дозу яда, которая необходима для прививки.
Первое массовое испытание Хавкин провел в одной из бомбейских тюрем, где от чумы умерли несколько арестантов. Особенно страшной была первая после прививок ночь, когда десятки охваченных лихорадкой людей метались в своих камерах и трудно было понять, реакция ли это на укол или признаки настоящей чумы. Всех, кто согласился на вакцинацию, эпидемия миновала.
К началу XX в. в Индии число вакцинированных по методу Владимира Хавкина достигло 4 миллионов.
Он был избран почетным членом многих научных обществ и академий многих стран Европы и Азии (кроме России).
Он умер в Швейцарии 26 октября 1930г. и похоронен в Лозанне. Хавкин не оставил наследников, никогда не был женат. Он бывал влюблен, но не мог обречь любимую женщину на тяготы жизни в Индии, где она в любой час могла остаться вдовой.
После прочтения учащимися докладов — обсуждение.
Вопросы:
1. Чем отличается гениальная личность от выдающейся личности?
2. Каковы признаки выдающейся личности?
В результате дискуссии ученики совместно с учителем приходят к выводам.
Выводы: (записывают в тетрадь)
Гениальность — это врожденная черта человека.
Выдающаяся личность – это человек сделал себя таким в результате упорного труда самообразования и самовоспитания.
Выдающийся человек не рождается, а воспитывается. Он переносит трудности, стоящие на его пути к достижению цели.
Другим признаком выдающегося человека можно считать способность поставить себе цели и определить пути их достижения.
Рекомендации:
1. Расширяйте кругозор, общаясь с людьми.
2. Проверьте свои идеи на окружающих, возможно, они предложат вам свое решение этих проблем.
3. Каждый день поддерживайте интерес к себе у окружающих. Например, если вам нравится писать, найдите выход своим раздумьям: напишите в стенгазету, если она есть, или в отдел «Письма читателей» какой-нибудь газеты.
4. Время серых, незаметных личностей прошло.
5. Нашей стране нужны яркие таланты.
6. Так будьте ими!
IV. Закрепление изученного.
Учащимся предлагается задание. Внимательно прочитать факты из жизни известных людей и ответить на поставленные вопросы.
А) Можно ли назвать Ф. Лефорта, А.В. Суворова, А.М. Горчакова выдающимися личностями? Свое мнение обоснуйте.
Б) Подтверждает ли их деятельность высказывание: «Великий человек — это 99 процентов труда и 1 процент вдохновения»?
• Франц Лефорт (1655-1699), швейцарец по происхождению, жизнерадостный, доброжелательный человек, оказал большое влияние на взгляды Петра I. Он стал не только советником, но и близким, задушевным другом императора. Лефорт служил во многих армиях, прежде чем приехал в Россию и поступил на службу в русскую армию. Научился говорить по-русски. Он также владел голландским, немецким, итальянским, английским и французским языками. Лефорт был переводчиком Петра I во время Великого посольства (1697-1698). Сильный и ловкий, он великолепно фехтовал, метко стрелял, не боялся сесть на дикую, необъезженную лошадь.
• Александр Васильевич Суворов (1730-1800) родился в семье офицера гвардии. Когда ему исполнилось 7 лет, его решили не записывать в полк из-за слабого здоровья. Тогда Саша стал закаляться: каждый день обливался холодной водой, в любую погоду занимался верховой ездой. Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря. Позднее Александр Васильевич Суворов стал великим полководцем. Блистательные победы А.В. Суворова над наполеоновскими войсками, легендарный переход через Альпы (1799), принесли семидесятилетнему полководцу мировую славу. О нем говорили, что он не проиграл ни одного сражения.
• Александр Михайлович Горчаков (1798-1883) происходил из древнего аристократического рода. Образование получил в Царскосельском лицее, где был товарищем А.С. Пушкина. Дипломатическую карьеру А.М. Горчаков начал в 22 года и прошел долгий путь от сотрудника посольства до министра иностранных дел России. Перед Горчаковым стояла труднейшая задача — отменить ограничительные статьи Парижского мирного договора (1856), который Россия подписала после поражения в Крымской войне (1853-1856). Горчакову потребовалось около 15 лет сложной дипломатической работы, чтобы добиться намеченной цели.
V. Домашнее задание:
Составьте список людей, являющихся выдающимися личностями. Какие личностные качества способствовали их успеху?
§7 вопросы устно.

Список используемой литературы
1) Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу Л. 2015.
2) Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
3) Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 2014.
4) Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 2014.

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK