Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
Автор публикации: Васюхно Анна Владимировна
г. Славянск-на-Кубани, ГБПОУ КК “Славянский сельскохозяйственный техникум”,
преподаватель экологических дисциплин
В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС?
Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Важнейшей задачей каждого учителя гимназии при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.
В условиях проведения эксперимента по введению ФГОС ООО учителя гимназии, работающие в 5-х классах, должны были пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Таблица 1 – Сравнение видов уроков
Позиции | Традиционная деятельность | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник | Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, in-ternet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами |
Основные этапы урока | Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80%-говорение учителя) | Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление 5-10% урока; самостоятельная деятельность |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить то, что запланировано на урок | Организовать деятельность детей по: – поиску, обработке, информации; – обобщению способов деятельности; – постановке учебной задачи… |
Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий | Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни… 93% – репродуктивные задания; 7% – исследуй (чаще для сильных учащихся) | Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте |
Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:
- Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
- Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
- Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
- Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
- Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
- Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки
– изучения (объяснения) нового материала,
– закрепления знаний и формирования умений и навыков,
– повторительно-обобщающего характера,
– коррекции знаний, умений и навыков,
– комбинированный,
– контроля знаний, умений и навыков,
то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки
- «открытия» нового знания;
- рефлексии;
- общеметодологической направленности;
- развивающего контроля.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.
Таблица – 2 Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе.
Структура урока изучения нового материала | Структура урока «открытия» нового знания |
1) Организационный этап. 2) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости). 4) Актуализация знаний. 5) Введение новых знаний. 6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7) Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8) Обобщение и систематизация знаний. 9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Организация познавательной деятельности учащихся предполагается на каждом этапе урока:
- Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
- Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» – «хочу» – «могу»);
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
- Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
- Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика: они становятся партнерами в образовательном процессе.
Таблица -3 Деятельность учителя и школьников.
Что делает учитель? | Что делают ученики? |
спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает… | записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы… |
Таким образом, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, школьник становится субъектом образовательного процесса.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.