Пути грамматической речи детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Публикация

Автор публикации: Малина Наталья Викторовна
ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа №20 имени В.Ф. Грушина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Василек»

 

Пути грамматической речи детей дошкольного возраста
в соответствии с ФГОС ДО

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования освещает направления развития и образования детей: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха». Однако динамический анализ практической ситуации, за последние несколько лет, свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Формирование морфологической стороны речи детей предполагает освоение грамматических свойств слова, его форм, системы склонения, спряжения, традиционных форм словоизменения. Это вызывает у детей определенные затруднения, которые связаны с особенностями русского языка, его сложностью. Так существует многообразие исключений из правил (которые надо запомнить), сложна система окончаний существительных, многообразно чередование гласных и согласных в основах глаголов.

Для успешной работы над грамматической правильностью речи воспитателю необходимо знать основные трудности и типичные ошибки в речи детей. Чаще всего дошкольники затрудняются в образовании следующих грамматических форм:

Окончание существительных множественного числа в родительном падеже. Дети при образовании родительного падежа употребляют окончание  -ов («ежов», «бабочков»)

Содержание множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: щенята, жеребята; склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков.

Употребление несклоняемых имен существительных (пальто, пианино).

Род существительных, особенно средний (яблоко, яйцо).

Ударение при склонении существительных.

Образование сравнительной степени прилагательных:

а) при помощи суффиксов –ее (е), – е;

б) при помощи других корней.

  1. Образование глагольных форм.
  2. Склонение местоимений, числительных.
  3. Образование страдательных причастий.

В связи с этими ведущими задачами формирования морфологической стороны речи детей шестого года жизни является развитие умений грамматически правильно изменять все слова, входящие в активный словарь. Упражнять в употреблении трудных форм знакомых слов. Воспитывать критическое отношение к грамматическим ошибкам, стремление говорить грамматически правильно, точно, в соответствии с нормами литературного языка.

В освоении грамматических единиц и правил оперирования ими ребенок проявляет большую самостоятельность, высокую поисковую активность, что проявляется в многочисленных отклонениях от нормы языка (так называемых окказиональных образованиях). Все исследователи детской речи сходятся в оценке этих образований как закономерного явления. Детские окказиональные образования – показатель того, что ребенок активно осознает, упорядочивает явления слышимой речи, выводит из них грамматические правила, «исправляет» взрослый язык в соответствии с этими правилами. До того, как прийти к таким ошибкам, ребенок должен проделать колоссальную аналитико – синтетическую работу. Детские грамматические ошибки являются чрезвычайно устойчивыми и предполагают для их предупреждения своевременно обогащать речь правильными грамматическими формами, заботиться о том, чтобы дети запоминали их путем многократного упражнения, повторения речевого образца взрослого. Кроме того, рекомендуется не повторять ошибочные формы за ребенком, лишь обращая внимание на сам факт грамматической неправильности речи, давая образец правильного высказывания.

Таким образом, мы упражняли детей с трехлетнего возраста в этих трудных грамматических формах, а результат был незначительным. Пришли к выводу, что традиционная методика, построенная на репродукции (воспроизведении) образца взрослого, малоэффективна. Педагогическое руководство процессом усвоения ребенком грамматических средств и способов не может сводиться к исправлению уже имеющихся ошибок, усвоению перечня единичных, традиционных форм, исключений. Невозможно, да и не нужно включать грамматические формы в дидактическую игру или упражнение. Необходима планомерная речевая работа, которая воспитывает любознательность, чуткость к слову, его формам, развивает поисковую активность ребенка в сфере грамматики.

Данные исследований в этой области свидетельствуют, что в процессе языковых игр дети активно осваивают системные явления в языке, что приводит к повышению грамматической правильности речи. В языковых играх ребенок начинает тоньше чувствовать значение грамматических форм, анализировать фонематический состав морфем при том условии, когда эти игры (то есть специально подобранный лексический материал) рассматриваются как средство для развития поисковой активности в сфере формо – и словотворчества. Доказано, что дети, активно вовлекавшиеся в эти игры, рано начинают замечать и исправлять грамматические ошибки, хотя их этому специально не учили.

Следуя этому направлению, мы разработали и апробировали в детском саду языковые (речевые) игры, упражнения с грамматическим содержанием по формированию грамматической правильности речи в области словоизменения (морфологии). Именно языковая игра является специфически детской формой обследования слова и его грамматических форм. В ней ребенок как бы экспериментирует со словом, отыскивает границы и правила словоизменения и словообразования. Методика проведения этих игр такова, что ребенок должен самостоятельно «вывести» правильную форму слова, освоить грамматическое правило практическим путем. При такой организации игр дети не просто упражняются в употреблении трудной формы путем многократного повторения, но учатся правильно изменять слова вначале по образцу, предложенному воспитателем, затем самостоятельно. Педагогу, согласно требованиям ФГОС ДО, необходимо в игре создать такое общение с ребенком, где бы он был не контролёром, диктующим свою волю, а равноценным партнером. Педагогу не надо торопиться исправить допущенную ребенком ошибку, а дать ему возможность поискать нужную форму, поэкспериментировать со словом, порадоваться и необходимо похвалить его за придуманное новое словечко, но в конце все же объяснить, что существует другое правильное слово в языке. Нужно назвать ребёнку это слово и создать ситуации (рассмотреть картинки, игрушки), где бы ребенок ещё раз закрепил эту трудную форму, образовал слова по аналогии.

В 3 – 4 года ребёнок по подражанию усваивает многие традиционные формы, способен запомнить трудные грамматические формы слов. В 4 – 6 лет ребёнок смел, не боится ошибиться, легко изменяет слово, вслушивается в его звучание, экспериментирует с ним. В этот период наблюдается резкое увеличение грамматических ошибок в его речи. Все эти действия направлены на усвоение грамматических правил. И в этом процессе исправление взрослым ошибок не играет заметной роли. Ребенок зачастую не слышит разницы между правильной и неправильной формой. В 6 – 7 лет он обращается к языковой норме, к осознанному освоению традиционных форм, к грамматически правильным формам. Поэтому я полагаю, что на разных этапах овладения грамматикой реакция взрослого на детские ошибки в языковых играх должна быть разной.  На начальных этапах взрослый не фиксирует внимания на ошибках, но, распространяя высказывания ребенка, использует нормативную правильную форму. В дальнейшем педагог может привлекать внимание ребенка к грамматической форме, грамматической правильности речи вопросами типа: «А как же правильно?», «Как грамотно сказать?». Важно использовать естественные моменты в процессе детского экспериментирования с формой слова.

Успешное решение сложных речевых задач возможно лишь при условии демократического стиля общения взрослого с ребенком. Ребенку важно видеть во взрослом заинтересованного помощника, готового прийти на выручку.  В игре должна царить атмосфера доверия, радости, но ни в коем случае не авторитаризм и назидание со стороны взрослого.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.