Рабочая программа по географии для СПО

Публикация
Автор публикации: Киракозова Юлия Николаевна
г. Краснодар, ККБМК
Преподаватель

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»,

33.02.01 «ФАРМАЦИЯ»,

31.02.03 «ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА»

Базовый уровень подготовки
на базе основного общего образования
2020

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», примерной программы общеобразовательной дисциплины «География» (автор – Баранчиков Е.В., 2016 г.), рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по специальностям СПО 34.02.01 «Сестринское дело», 33.02.01 «Фармация», 31.02.03 «Лабораторная диагностика» с учетом требований ФГОС СПО получаемых специальностей (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

– освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

– овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

– воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

– использование в практической деятельности и повседневной жизни разно­образных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

– нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

– понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

Освоение учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современ­ному уровню развития географической науки и общественной практики;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов­ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич­ной оценки получаемой информации;
  • креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способ­ность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • умение ориентироваться в различных источниках географической информа­ции, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обоб­щения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
  • представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
  • понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
  • сформированность системы комплексных социально ориентированных гео­графических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.

Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной орга­низации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.

Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа — население — хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.

Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

В содержание учебной дисциплины включены занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные специальности СПО. Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Максимальная учебная нагрузка составляет 108 часов, в том числе обязательной аудиторной  нагрузки – 72 часа (лекционные занятия – 28 часов, семинарские занятия – 44 часа), самостоятельная работа обучающихся – 36 часов.

Освоение учебного материала рассчитано на два семестра. В I семестре предусмотрено обязательной аудиторной учебной нагрузки 34 часа (лекционные занятия – 14 часов, семинарские занятия – 20 часов). Во II семестре предусмотрено обязательной аудиторной учебной нагрузки 38 часов (лекционные занятия – 14 часов, семинарские занятия – 24 часа).

Промежуточная аттестация: в I семестре – итоговая оценка по результатам обучения, во II семестре – дифференцированный зачет.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

 

  • Область применения рабочей программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «География» входит в программу подготовки специалистов среднего звена в части получения среднего общего образования на базе основного общего образования по специальностям СПО: 34.02.01 «Сестринское дело», 33.02.01 «Фармация», 31.02.03 «Лабораторная диагностика», базовый уровень подготовки.

  • Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл:

ОУД.16. География.

  • Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

– сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и спо­собность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современ­ному уровню развития географической науки и общественной практики;

– сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

– готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель­ности;

– сформированность экологического мышления, понимания влияния социаль­но-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудни­честве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полез­ной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

– умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

– критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич­ной оценки получаемой информации;

– креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способ­ность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

– умение ориентироваться в различных источниках географической информа­ции, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

– умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

осознанное владение логическими действиями определения понятий, обоб­щения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

– умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргумен­тированные выводы;

– представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

– понимание места и роли географии в системе наук; представление об обшир­ных междисциплинарных связях географии;

предметных:

– владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

– владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

– сформированность системы комплексных социально ориентированных гео­графических знаний о закономерностях развития природы, размещения на­селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

– владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природ­ных и антропогенных воздействий;

– владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о при­родных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

– владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

– владение умениями применять географические знания для объяснения и оцен­ки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

– сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаи­модействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

  • Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 108 часов, в том числе:

– обязательная аудиторная учебная нагрузка – 72 часа;

– самостоятельная работа – 36 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работыОбъем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)72
в том числе: 
лекционные занятия28
семинарские занятия44
Самостоятельная работа обучающегося (всего)36
в том числе: 
работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование12
подготовка докладов, рефератов12
создание индивидуального проекта с использованием информационных технологий12
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»

Наименование разделов и темСодержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часовУровень освоения
1234
РАЗДЕЛ 1. Источники географической информации5 

Тема 1.

Источники географической информации

Лекция. Введение. Источники географической информации.

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Статистические материалы Краснодарского края. Геоинформационные системы. Международные  сравнения.

2 

Самостоятельная работа:

Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование. Подготовка рефератов на тему: «Новейшие изменения политической карты мира», «Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира».

3 
РАЗДЕЛ 2. Политическое устройство мира7 

Тема 2.

Политическое устройство мира

Лекция. Политическое устройство мира.

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Семинар. Политическое устройство мира.

Ознакомление с политической картой мира.

Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов.

4 

Самостоятельная работа:

Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование. Подготовка рефератов на тему: «Типы природопользования в различных регионах и странах мира», «Особенности современного воспроизводства мирового населения».

3 
РАЗДЕЛ 3. География мировых природных ресурсов4 

Тема 3.

География мировых природных ресурсов

Лекция. География мировых природных ресурсов.

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Природные комплексы в Краснодарском крае. Геоэкологические проблемы.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Природные  ресурсы на территории Краснодарского края. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Семинар. География мировых природных ресурсов.

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов.

4 
РАЗДЕЛ 4. География населения мира9 

Тема 4.

География населения мира

Семинары. География населения мира.

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.

6 

Самостоятельная работа:

Создание индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему «Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты», «Качество жизни населения в различных странах и регионах мира».

3 
РАЗДЕЛ 5. Мировое хозяйство. Современные особенности развития мирового хозяйства27 

Тема 5.1.

Мировое хозяйство.

Современные особенности развития мирового хозяйства

Лекция. Мировое хозяйство. Современные особенности развития мирового хозяйства.

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства.

2 

Самостоятельная работа:

Создание индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему «Языки народов мира»,  «Современные международные миграции населения».

3 

Тема 5.2.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

 

Лекция. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства.

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. Агропромышленные комплексы на Кубани. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

Семинар. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства.

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

4 

Самостоятельная работа:

Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование

Подготовка доклада на тему «Особенности урбанизации в развивающихся странах», «Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира».

Подготовка реферата на тему «Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки», «Мировые» города и их роль в современном развитии мира».

3 

Тема 5.3.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Лекция. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

Семинары. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.

Определение хозяйственной специализации регионов мира.

Определение хозяйственной специализации отдельных стран.

Определение основных направлений международной торговли  товарами.

8 

Тема 5.4.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Лекция. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

Семинар. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.

Факторы, формирующие  международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

4 

Самостоятельная работа:

Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование

Подготовка рефератов на тему «Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства», «Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа»

3 
РАЗДЕЛ 6. Регионы мира40 

Тема 6.1. 

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Лекция. Регионы мира. География населения и хозяйства Зарубежной Европы.

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Семинар. География населения и хозяйства стран Восточной Европы.

Страны Восточной Европы: природно-ресурсный потенциал, население и хозяйство.

Семинар. География населения и хозяйства стран Центральной Европы.

Страны Центральной Европы: природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

6 

Самостоятельная работа:

Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование.

Подготовка докладов на тему «Крупнейшие автомобилестроительные компании мира», «Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства».

3 

Тема 6.2.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Лекция. География населения и хозяйства Зарубежной Азии.

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития.

Семинар. География населения и хозяйства Китая.

Китай – ведущая страна Зарубежной Азии.

Семинар. География населения и хозяйства Японии.

Япония – особенности политической системы, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство.

Семинар. География населения и хозяйства Индии.

Индия – природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

8 

Тема 6.3.

 География населения и хозяйства Африки

Лекция. География населения и хозяйства Африки.

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Семинар. География населения и хозяйства ЮАР.

ЮАР – природно-ресурсный потенциал, население и хозяйство.

4 

Самостоятельная работа:

Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование

Подготовка доклада на тему «Международный туризм в различных странах и регионах мира», «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы», «Запад и Восток Германии сегодня».

3 

Тема 6.4.

География населения и хозяйства Северной Америки

Лекция. География населения и хозяйства Северной Америки.

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

Семинар. География населения и хозяйства США.

США: условия их формирования и развития, особенности политической системы, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

3 

Самостоятельная работа:

Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование

Создание индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему «Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии», «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае», «Особенности политической карты Африки».

3 

Тема 6.5.

География населения и  хозяйства

Латинской Америки

 

Лекция. География населения и  хозяйства Латинской Америки.

Место и роль Латинской  Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

Семинар. География населения и хозяйства Бразилии.

Бразилия – ведущая страна Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Семинар. География населения и хозяйства Мексики.

Мексика: природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

5 

Тема 6.6.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Лекция. География населения и хозяйства Австралии и Океании.

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

2 

Самостоятельная работа:

Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование Подготовка рефератов на тему «Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки», «Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом», «Географический рисунок хозяйства США».

3 
РФЗДЕЛ 7. Россия в современном мире7 

Тема 7.

Россия в современном мире

Лекция. Россия в современном мире.

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX— XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Особенности социально-экономического развития Краснодарского края.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

Семинар. Россия в современном мире.

Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России.

Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.

4 

Самостоятельная работа:

Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование. Подготовка докладов на тему «Географический рисунок хозяйства США», «Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки», «Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии», «Особенности современного экономико-географического положения России».

3 
РАЗДЕЛ 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества7 

Тема 8.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Лекция. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Семинар. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

4 

Самостоятельная работа:

Работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, конспектирование. Создание индивидуального проекта с использованием информационных технологий на тему «Внешняя торговля товарами России», «Глобальная проблема изменения климата»

3 
Дифференцированный зачет2 
Итого:108 

 

Примерные темы рефератов:

  1. Новейшие изменения политической карты мира.
  2. Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
  3. Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
  4. Особенности современного воспроизводства мирового населения.
  5. Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
  6. Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
  7. Языки народов мира.
  8. Современные международные миграции населения.
  9. Особенности урбанизации в развивающихся странах.
  10. Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
  11. Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
  12. «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
  13. Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
  14. Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
  15. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
  16. Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
  17. Международный туризм в различных странах и регионах мира.
  18. «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
  19. Запад и Восток Германии сегодня.
  20. Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
  21. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
  22. Особенности политической карты Африки.
  23. Африка: история происхождения, уклад жизни, особенности территориального местонахождения.
  24. США: общие сведения.
  25. Гидроакустический метод изучения Мирового океана.

Примерные темы индивидуальных проектов:

  1. Связь географии с другими науками.
  2. Почва: виды и структура.
  3. Жизнь на Арктике.
  4. Антарктида.
  5. Мировые океаны и экологические проблемы.
  6. Загадка Бермудских островов.
  7. Великие озера мира.
  8. Водные ресурсы планеты.
  9. Сущность гидрологических исследований.
  10. Специфика тектонического движения земной коры.
  11. Происхождение глобальных изменений на планете с точки зрения географии.
  12. История открытия Америки.
  13. Современная демографическая ситуация в мире.
  14. Драгоценные камни: месторождения и свойства.
  15. Специфика естественного передвижения населения.
  16. История создания политической карты мира.
  17. Космос как отдельное географическое пространство.
  18. Мировые нации и расы.
  19. История открытия Индии.
  20. Россия – великая мировая держава.
  21. Проблема ресурсосбережения на планете Земля.
  22. Освоение ресурсов тайги.
  23. Мировые пустыни и жизнь в них.
  24. Основные проблемы развивающихся странах мира.
  25. Современные экологические проблемы.
  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация общеобразовательной учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Географии».

Оборудование учебного кабинета:

Помещение учебного кабинета «География» оборудовано специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Технические средства обучения:

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по дисциплине «География», создавать презентации, видеоматериалы и т. п.

В состав учебно-методического и материально-технического оснащения учебного кабинета «География» входят: компьютер, интерактивная доска, аудиовизуальные технические средства, глобусы.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения:

 

Основная литература:

 

  1. Баранчиков Е.В. География: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Баранчиков. – М.: “Академия”, 2016. – 320 с.: цв. ил.

 

Интернет-ресурсы:

  1. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
  2. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
  3. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
  4. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
  5. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).

 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем  в процессе проведения лекционных, семинарских занятий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
12
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;подготовка реферата;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;подготовка и выступление с докладом;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;устный опрос;
умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;составление таблицы, кроссворда, словаря терминов;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;устный опрос;
владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;создание индивидуального проекта с использованием информационных технологий;
понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;подготовка и выступление с докладом;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;подготовка реферата;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;создание индивидуального проекта с использованием информационных технологий;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;тестирование;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;устный опрос;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.тестирование;
Промежуточный контроль – дифференцированный зачет

 

Приложение

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной общеобразовательной дисциплины

«ГЕОГРАФИЯ»

для специальностей

34.02.01 «Сестринское дело», 33.02.01 «Фармация»,

31.02.03 «Лабораторная диагностика»

на базе основного общего образования

 

I семестр

Лекции

Наименование темыКоличество часов
1Введение. Источники географической информации2
2Политическое устройство мира2
3География мировых природных ресурсов2
4Мировое хозяйство. Современные особенности развития мирового хозяйства2
5География отраслей первичной сферы мирового хозяйства2
6География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства2
7География отраслей третичной сферы мирового хозяйства2
Итого: 14

 

Семинары

Наименование темыКоличество часов
1Политическое устройство мира2
2География мировых природных ресурсов2
3География населения мира2
4География населения мира2
5География населения мира2
6География отраслей первичной сферы мирового хозяйства2
7География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства2
8География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства2
9География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства2
10География отраслей третичной сферы мирового хозяйства2
Итого:20

 

 

 

 

 

 

II семестр

Лекции

Наименование темыКоличество часов
1Регионы мира. География населения и хозяйства Зарубежной Европы2
2География населения и хозяйства Зарубежной Азии2
3География населения и хозяйства Африки2
4География населения и хозяйства Северной и Латинской Америки2
5География населения и хозяйства Австралии и Океании2
6Россия в современном мире2
7Географические аспекты современных глобальных проблем человечества2
Итого: 14

 

Семинары

 

Наименование темыКоличество часов
1География населения и хозяйства стран Восточной Европы2
2География населения и хозяйства стран Центральной Европы2
3География населения и хозяйства Китая2
4География населения и хозяйства Японии2
5География населения и хозяйства Индии2
6География населения и хозяйства ЮАР2
7География населения и хозяйства США2
8География населения и хозяйства Бразилии2
9География населения и хозяйства Мексики2
10Россия в современном мире2
11Географические аспекты современных глобальных проблем человечества2
12Дифференцированный зачет2
Итого:24

Похожие статьи

small_c_popup.png

АКЦИЯ
9-ть по цене 7-ми!
15-ть по цене 11-ти!

Заканчивается учебный год - время пройти олимпиады и закрепить знания!

Дипломы от 80.66 рублей.

Дни
Часы
Минуты
Секунды

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.