Игровые технологии в работе с умственно отсталыми не слышащими обучающимися

Автор публикации: Миронова Олеся Вадимовна
ГКОУ РО РОЦОНУ( школа - интернат для глухих обучающихся) Ростов - на - Дону
учитель - дефектолог

Публикация

Игровые технологии в работе с умственно отсталыми,
не слышащими обучающимися.

Сообщение подготовила: Миронова Олеся Вадимовна

Цель: Формирование социальной компетенции у умственно отсталых, не слышащих обучающихся на основе игровой технологии.

Задачи:
— Развивать деятельность обучающихся в режиме погружения в игровую технологию, способствовать повышению интереса к учению, формированию положительной мотивации. Развивать словарный запас, рефлексивные и творческие способности обучающихся.
— Обучать умственно отсталых не слышащих обучающихся базовым навыкам коммуникации, социально – бытовой адаптации через познавательный опыт в процессе игры, готовя детей к активной жизни в семье и социуме.
— Обучать технологиям различных игр, правилам, алгоритмам.
— Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, дружеские отношения , взаимопомощь.
— Корригировать парциальную недостаточность путём игровых упражнений.

Роль игры в развитии умственно отсталого не слышащего ребёнка.
   «Использование игровых технологий в обучении и воспитании детей с нарушенной слуховой функцией и со сниженным интеллектом» является актуальной, поскольку игра в работе с не слышащими детьми формирует интерес к учебному материалу, улучшает внимание, развивает память, повышает эмоциональный настрой».

Характеристика умственно отсталых не слышащих детей
   Дети обучаются по адаптированной специальной программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с учётом программных требований образовательных учреждений I вида.
   Мышление детей – конкретно-образное. Внимание – неустойчивое. Память – ослабленная. Словесно – логическое мышление не развивается, и практический опыт их очень беден. Каждый ребёнок имеет кроме снижения слуха комплексные нарушения в развитии.
   Если основной задачей в коррекционной школе для не слышащих детей является создание условий для речевого и всестороннего развития не слышащего ребёнка и полноценного приобщения его к жизни в обществе, то обучение умственно отсталых не слышащих, осложняется не только ранней потерей слуха, но и значительным снижением интеллекта и нарушением эмоционально волевой сферы. Сложная структура дефекта, сопутствующие глухоте, затрудняют обучение таких детей.

   Если основной задачей в коррекционной школе для не слышащих детей является создание условий для речевого и всестороннего развития не слышащего ребёнка и полноценного приобщения его к жизни в обществе, то обучение умственно отсталых не слышащих, осложняется не только ранней потерей слуха, но и значительным снижением интеллекта и нарушением эмоционально волевой сферы. Сложная структура дефекта, сопутствующие глухоте, затрудняют обучение таких детей.
Актуальность применения игровых технологий в обучении у умственно отсталых не слышащих обучающихся:
   игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
   в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
   в процессе игры ученики приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
   игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
   игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
   включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
   разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;
   игры оказывают большое влияние на развитие мышления, внимания, творческого воображения детей.
Анализ психолога – педагогической литературы по этому вопросу, наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр:
   игры – упражнения;
   игры – путешествия;
   сюжетная (ролевая) игра;
   игра – соревнование.

  Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.
Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

  Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Требования к организации игры на уроке:

1. Игра должна быть построена на интересе.
2. Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся.
3. Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, цель игры – достижимой, а оформление – красочным и разнообразным.
4. Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

  Игра – универсальный метод работы с любой категорией детей.
Занятия, проводимые с умственно отсталыми не слышащими обучающимися, являются основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения. Усвоение детьми знаний, приобретение умений проходит гораздо лучше в игровой форме. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
  Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения; через игру ребенок познает окружающий мир, в игре развивается речь. Игровые коррекционные занятия способствуют развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию общения и социализации в общество.

  Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования. Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными формами обучения, не заменяя обычный ход уроков, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

  Современные игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью:

-в игре взрослый педагог работает на паритетных началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;
-игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их искать ответы на возникающие вопросы;
-игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о предметах, явлениях, процессах;
-игровой процесс вариативен и требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный маршрут;
-в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
-игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной культуры благодаря использованию информационно- коммуникативных технологий.

На сегодняшний день, в эпоху развития игровых технологий, на прилавках магазинов появляется все больше разнообразных развивающих игр и занятий для детей. Это специальные тренажеры для развития внимания, поющие и говорящие игрушки, компьютерные программы для обучения рисованию и многое другое.

Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате
   Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка. В частности, в сенсорной комнате можно эффективно организовать занятия по формированию у детей игровой деятельности.
   Проводя занятие в сенсорной комнате педагог показывает детям пример использования предметов заместителей, помогает детям войти в игровую ситуацию.
   Игровые занятия в сенсорной комнате можно проводить на самые разнообразные темы, как непосредственно при их изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений.
   Эти занятия предназначены для работы с детьми с нарушением речевой и двигательной функции легкой и тяжелой умственной отсталостью, задержкой психического развития.

Игры с песком
«Песочная терапия – как метод психопрофилактики и психокоррекции повышенной тревожности, страхов, агрессии, гиперактивности и плаксивости у умственно отсталых не слышащих обучающихся».

Рисуем пальчиками
   Рисование пальчиками это удивительная и восхитительная деятельность. Она позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

Интерактивные обучающие игры
   Главный плюс компьютерных игр – развитие у детей усидчивости и целеустремленности. Дети, которые обращаются «на ты» с компьютером, чувствуют себя более уверенными в современной жизни, легче адаптируются к разным ситуациям.
   Описание: Детская онлайн игра «Мышкина Азбука» – это веселая программа для младших школьников, где они вместе с учителем или самостоятельно могут играть, наблюдать, как оживают веселые игровые персонажи и одновременно учить русский алфавит.
   Развивающие игры будущего « Мерсибо».
   Мерсибо – интерактивный портал, созданный для детей, родителей и профессионалов. В режиме реального времени каждый получает то, что искал. Дети – интересные, качественные игры и занимательные мастер-классы. Родители – возможность получить действенную помощь от реальных, практикующих специалистов и пообщаться с единомышленниками, неравнодушными к проблемам воспитания.

Уроки тётушки совы
   Уроки Мудрой Совы – виртуальная школа, где можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в реальной школе.
Каждая из учебных тем разбита на три уровня сложности, поэтому в школе могут заниматься дети с самыми разными уровнями подготовки.

Вывод:
   Применение нами на практике «Игровой технологии», а так же технических средств помогают в обеспечении эффективного процесса обучения.
   У детей изменяется уровень качества знаний.
   Разнообразные формы работы фронтальные, групповые индивидуальные, создают условия для развития мыслительной деятельности.
   Следовательно, игры являются эффективным средством формирования игровых умений у неслышащих умственно отсталых детей школьного возраста.

Список литературы:
1).Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой. — М.: «Федеральный институт развития образования», 2013. – 275 с.
2). Войтенко Т.П.- «Игра как метод обучения и личностного развития: метод.пос. для педагогов начальной и средней школы»- Калуга: АДЕЛЬ . 1997 г.
3). Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии» М.1996 г.

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK