Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Развитие познавательного интереса как способ повышения мотивации школьников при изучении географии.

Публикация
Автор публикации: Семенихина Татьяна Николаевна
с. Нижняя Колыбелька Нижне-Колыбельский МБОУ “Лицей села Хлевное”
учитель географии

 

Развитие познавательного интереса как способ повышения мотивации школьников при изучении географии.

 

«Чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. Его мозг–это самое невероятное чудо».

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». 

                                                                                                                              Л.Н. Толстой

В настоящее время нежелание  школьников  учиться – едва ли не главная проблема школы. Причин возникновения такой ситуации много. Здесь и недостатки предыдущего учебно-воспитательного этапа, снижающие эффективность применяемых методов обучения, и трудности взаимоотношений со сверстниками и учителями, и конфликты в семье. Не последнюю роль может играть и ослабленное здоровье  школьника . И всё же одной из главных причин нежелания учиться является недостаточное развитие, деформация познавательной потребности ребёнка.

Познавательный интерес – это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса  у    школьников  – показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Проблема  интереса – не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии  детей  на   уроках, от её решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мёртвым грузом или станут активным достоянием  школьников .

Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес является связующим звеном. Благодаря интересу как стимулу получения  знаний, так и процессу их приобретения, он может  стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

  1. Прежде всего, такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
  2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
  3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов .
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  5. Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Развитие у учащихся  мотивации , познавательного интереса является центральной методической проблемой.

Не отрицая некоторого положительного значения включения в обучение элементов занимательного содержания, сообщения интересных фактов, поражающих воображение, основной задачей учителя следует считать развитие стойкого, серьёзного познавательного интереса к  географии . Основное средство решения этой задачи – правильное применение методов.

   Приёмы развития познавательного интереса учащихся к  географии  на этапе восприятия знаний

На  уроках   географии  я использую следующие приёмы, способствующие развитию познавательного интереса учащихся (этап восприятия знаний):

Приём новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др.

Используя данный прием, можно изучать  новый материал не  простым  пересказом  учебника, а сделать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, расширяющим имеющиеся  у   школьников  знания.

Приём семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.

Приём значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его географической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.

Приёмы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала

На своих  уроках   географии  я использую следующие приёмы развития познавательного интереса (этап осмысления изучаемого материала):

Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

Я думаю,  что проблемные  вопросы  способствуют появлению   у   школьников  удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом – состояний, свойственных познавательному интересу.

Исследовательский приём.

Использую этот прием следующим образом: на основе проведённых опытов, наблюдений и анализов литературных данных предлагаю учащимся самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод.

Эвристический приём.

Опираясь в своём вопросе на имеющиеся у учащихся знания, я помогаю ученикам с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

Таким  образом,  постановка  на   уроке  перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование  у   школьников  умения доказывать и обосновывать свои суждения – всё это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обуславливает развитие познавательного интереса к  географии .

Приёмы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала.

На этапе осмысления и закрепления полученных знаний я использую следующие приёмы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету.

Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся. Перед  уроком   школьники  получают раздаточный материал, с использованием которого  на   уроке  выполняют следующие задания:

  • рассмотрите растения засушливых районов и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги ( 6 кл, тема «Характеристика основных экологических групп растений»)
  • розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи). Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека ( 8 класс, тема «Пищеварение»).

Приём моделирования.

В 7 классе изучая тему «Цепи питания. Поток энергии» учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определённой территории. Предлагается  следующее задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.

Составление схем, таблиц.

При изучении темы «земноводные» ученики заполняют таблицу: Лягушка – земноводное животное. Укажите, какие особенности лягушки указывают на то, что она земноводное животное.

Черты приспособленности к водной средеЧерты приспособленности к наземной среде
  

Использование данных приёмов повышает стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий и развивает познавательный интерес.

Условия развития познавательного интереса учащихся к  биологии .

Поисковые методы

Первым важнейшим условием активизации учащихся и развитие у них познавательного интереса является применение поисковых методов, удовлетворяющих потребность в самостоятельных действиях и самостоятельном мышлении.

Для  уроков   биологии  можно выделить 3 типа проблемных ситуаций: в основе первого лежат противоречия в самих научных фактах  ( птицы приспособлены к полёту, но не все птицы летают); для второго характерны противоречия между житейскими представлениями и научным объяснением фактов(повышение температуры, с которым борется медицина,- защитная реакция при болезни); третий тип строится на противоречии между имеющимися знаниями и новыми фактами, которые невозможно объяснить (мутации в большинстве случаев вредны для особи. Каким же образом они играют положительную роль в эволюции видов?)

Например, изучая в 8 классе тему «Витамины» я сообщаю в занимательной форме информацию из истории авитаминозов, а затем предлагаю учащимся решить проблему по выяснению физиологического значения витаминов. Использую способы организации проблемных ситуаций при помощи демонстрации картин, таблиц, схем, чтения научно – популярной книги. Например, показ барельефа с изображением первоптицы и вопрос: «Какое животное здесь изображено?»- является хорошим началом для создания проблемной ситуации ( 7 класс, тема  урока  «Класс Птицы»). Проблемный подход оказывает несомненно положительное влияние на формирование у учащихся устойчивого интереса к  биологии  и развитие познавательной самостоятельности  школьников [Используя проблемные ситуации, создаётся осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход , рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Игровая деятельность

К активным формам и методам обучения относятся и игровые. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности учащихся. В процессе игры происходит обучение действию посредством самого действия. Учебная игра осуществляет мотивационно – побудительную функцию, т. е. мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся.

Например, при изучении в 6 классе темы «Строение цветковых растений» можно предложить учащимся следующие игровые задания:

  1. Переставить или добавить вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.

1.Л-п-с-т-к (лепесток)

2.Лобикст (столбик)

3._____нож__ (цветоножка)

4.Чеклитос (листочек)

5.Ок_л_цв_тн_к (околоцветник)

6.Китпес (пестик)

7.Кичвен (венчик)

  1. Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее:

1.Лист, стебель, пестик.

2.Чашечка, цветоножка, корень.

3.Плод, цветок, венчик.

  1. В клетки вставьте название частей цветка, которые оканчиваются на букву «к»
           К
          К
        К
       К
      К
      К

Околоцветник

чашелистик

лепесток

столбик

пестик

венчик.

4.Правильное ли это утверждение?

1.Тычика – мужской орган цветка(+).

2.Чашечка + цветоножка составляют околоцветник(-).

3.Венчик состоит из чашелистиков(-).

4.Чашечка состоит из чашелистиков(+).

5.Цветок – орган семенного размножения(+).

6.Тычинки и пестики бывают в каждом цветке(-).

Таким образом, включение в учебный процесс занимательных, игровых моментов способствует развитию познавательного интереса учащихся.

Самостоятельная деятельность учащихся

Важнейшим условием развития мотивационной сферы учащихся является использование в процессе обучения конкретных примеров, иллюстрирующих практическое значение биологических знаний. При этом важно, чтобы подобранные примеры, не просто сообщались учителем, а осмысливались самими  школьниками  в процессе выполнения познавательных заданий

Положительных результатов в обучении  школьников  навыкам самостоятельной деятельности можно добиться в том случае, если учащиеся психологически подготовлены к такой деятельности, у них возник интерес к поставленной проблеме и желание решить её.

Это можно показать на примере  урока   биологии  на тему: «Торфяной мох – сфагнум» в 6-м классе.

Интерес к новому материалу я стараюсь вызвать несколько необычным для учащихся вступлением – чтением стихотворения В. Рождественского «Мох» (иногда это делает заранее подготовленный ученик).

Меж клюквы и морошки

Среди лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь – растёт.

Он снизу – беловатый,

Повыше – зеленей,

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей.

На кустиках поляны,

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Прочитав стихотворение, сообщаю ребятам, что в нём говорилось о торфяном мхе – сфагнуме; знакомлю с изображением этого растения по таблице; рассказываю о том, что мох обладает многими интересными свойствами, в чём они сами смогут убедиться, если проведут небольшую практическую работу. Затем раздаю ученикам кусочки высохшего мха, предлагая рассмотреть их, а потом положить в чашки с водой. После этого учащимся предлагаю посмотреть на классную доску, на которой заранее было написано стихотворение. Перед  школьниками  вновь возникают уже знакомые строчки, но в каждом четверостишии они видят подчёркнутые словосочетания.

Приступая к разбору содержания стихотворения, можно задать вопрос: «Как вы считаете, выражения – «без ножки», «снизу – беловатый», «лечил» и т.д. – это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное обоснование?

Перед учащимися возникает проблемная ситуация, способствующая активизации мыслительной деятельности ребят. Затем предлагаю послушать рассказ и попытаться найти в нём ответы для объяснения смысла подчёркнутых слов.

Учащиеся узнают о строении сфагнума: у мха нет корней ( «без ножки»), нижние листья мёртвые , и зелёный пигмент – хлорофилл в них разрушен(«снизу – беловатый»), чего нельзя сказать о верхних молодых листьях («повыше – зеленей»).

Далее продолжить  рассказ о том, что издавна известно, если приложить этот мох к ране, то она заживает быстрее. Крестьяне на Руси знали и использовали это свойство мха. Во время Великой Отечественной Войны сфагнум использовали партизаны. Далее сообщаю: исследователи установили, что в сфагнуме содержится бактерицидное свойство – вещество, способное убивать болезнетворные бактерии («лечил в глуши лесной»).

Описанная форма проведения  урока  вызывает интерес учащихся новизной подачи материала, предполагает включение в учебный процесс самостоятельной умственной деятельности, требует проявления интеллектуальных умений (умений сравнивать, анализировать, делать выводы), что делает урок эффективным, а полученные на нём знания более прочными.

Интересные уроки, требующие от учащихся самостоятельной умственной работы, можно проводить с использованием мультимедийного проектора. В этом случае проблему перед классом следует ставить так, чтобы фильм давал материал для ответа, а окончательные выводы учащиеся будут делать самостоятельно. Это можно показать на примере проведения в 9 классе урока на тему «Приспособленность организмов и её относительный характер». На этом уроке можно использовать фильм «Животные – обитатели водоёмов» или «Животные – обитатели суши». Эти фильмы не ставят целью показать признаки приспособленности животных к среде обитания. Дикторский текст повествует лишь о месте обитания, численности, повадках тех или иных животных, показывается их образ жизни. А перед классом ставится задача: найти в фильме примеры приспособленности и объяснить их сущность.

После просмотра кинофильма учащиеся приводят примеры приспособленности живых организмов к среде обитания.

В результате короткой обобщающей беседы учащиеся приходят к главному выводу темы: одни биологические виды в процессе эволюции приспосабливаются к среде обитания, другие – неприспособившиеся – вымирают.

Итак, правильный выбор методов и мобилизацию достаточной наглядности хорошо сочетать с постановкой перед учащимися интересной учебно – воспитательной задачи урока, которая будет способствовать возникновению желания что–то узнать, понять, решить. Эти задачи могут быть очень разнообразны, иметь проблемный или не проблемный характер, даваться в занимательной или обычной форме.

Основное, что должно достигаться постановкой задачи, – это обоснование темы урока, осуществление связи её с предыдущим материалом, установление чёткой перспективы приобретения существенных знаний.      Именно эти качества познавательных задач, как правило, вызывают желание работать на предстоящем уроке, активизируют учащихся, позволяют им успешнее настраиваться на построение предположений, обобщения и выводы.

Экскурсии с защитой результатов работ

Вопросы перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой деятельности достаточно эффективно решаются в процессе использования бригадной (групповой) формы организации познавательной деятельности учащихся.

Именно так проводятся  уроки-экскурсии (весна, лето ) для учащихся 6-7 классов на пришкольном участке. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предметам объединяются в группы по 4-6 человек и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока бригада составляет отчёт и на следующем уроке выступает с сообщением о проделанной работе.

Примеры заданий самостоятельной работы учащихся 7 класса при проведении экскурсии на пришкольный участок по теме «Многообразие растений и животных, связи между ними и факторами неживой природы».

Задания для 1-ой группы

  1. На определённом участке территории найдите цветущие деревья и кустарники. Подсчитайте, сколько их. Определите, как они называются. Как, кем они опыляются? Докажите свои предположения.
  2. Приведите примеры взаимосвязи растений, произрастающих на вашем друг с другом.

3.Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на растения исследуемого участка.

Задания для 2-ой группы

  1. На определённом участке территории найдите цветущие растения. Определите, как называются соцветия у этих растений. Как и кем они опыляются? Почему вы так думаете?
  2. На основании наблюдений приведите примеры взаимосвязи растений и среды их обитания.

Задания  для 3-ей группы.

  1. На определённом участке территории найдите цветущие растения. Какие из них опыляются насекомыми? Какие особенности строения характерны для этих растений? Каких насекомых опылителей вы видели? Как часто они посещали цветы?
  2. Приведите примеры взаимосвязи растений и животных на ис-следуемом участке.
  3. Приведите примеры положительного влияния человека на растения данного участка.

Приведённые примеры показывают, что применение практических работ, проведение экскурсий способствуют развитию  мотивации  к изучению  биологии.

Художественное слово учителя

Одним из средств развития познавательного интереса является художественное слово. Вчитываясь и вслушиваясь в живое вдохновенное слово поэта или писателя о природе,  школьник  испытывает эмоциональные переживания, которые, характеризуясь устойчивостью, способствуют формированию активного отношения к наблюдаемым явлениям, развитию познавательного интереса .

Так, например, в 9 классе при изучении темы «Центры многообразия и происхождения культурных растений» рассказ начинаю так: « Мысль была неожиданна и великолепна проста: растения поделили мир…От Гималаев до тундры растеклись ржаные поля, намело среди них островки ячменя, проса, гречихи – по великому лику Земли разбрелись растения – переселенцы…». А знакомство со знаменитой коллекцией ВИРа можно начать с истории её создания. «С 1919 по 1939г. Н.И. Вавилов и сотрудники ВНИИР предприняли срок путешествий в 65 стран с целью пополнения генофонда культурных растений нашей страны. В 1924 Н.И. Вавилов во главе крохотной экспедиции, состоявшей, кроме него, всего из двух человек, изучал культурные растения Афганистана. Сотни и тысячи образцов пополняли коллекции; одно открытие следовало за другим. Вавилов увидел здесь весь мировой ассортимент мягких пшениц. Здесь был заповедник главного хлеба Земли. Он ходил среди этого колосящегося мира, поражался его пестроте и видел, как в Гератской долине на узкой полосе Земли природа, словно заботливый хозяин, собрала все формы мягких пшениц. И каких пшениц! Литое белое зерно, высокий стебель – всё радовало глаз, говорило об их первородной жизненности и силе. В горах он увидел и полный набор ржи – от проклинаемого сорняка до бережно взращённого злака. Вся история прошла перед его взором. Пять месяцев пробивался он горными тропами, ночевал в заброшенных караван – сараях; срывались в пропасти, тонули в бурных реках; вьючные лошади уносили с собой книги с записями, дневники , бесценные коллекции – он всё восстанавливал заново и шёл дальше».

Такое изложение материала помогает учащимся задуматься о высокой миссии человека на Земле, отдавать должное светлой памяти великого учёного.

Учебно – исследовательская работа  школьников 

Для развития  мотивации  учащихся  на   уроках   биологии  большое внимание нужно уделять учебно – исследовательским работам школьников. Они включают : самостоятельные лабораторные работы по инструктивным карточкам, опыты, наблюдения, творческие работы – исследования практического характера . Систематически использую такие формы, как самостоятельная работа  школьников  с дополнительной литературой (подготовка сообщений по отдельным темам); написание и защита рефератов.

В формировании интереса также важную роль играют внеурочные формы работы: различные конкурсы, викторины, олимпиады, дискуссии.

Биологические задачи

На   уроках   биологии  можно использовать следующие типы задач:

1.Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные , бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.

2.Задачи, способствующие развитию логического мышления.

Задача 1. Весной на учебно – опытном участке посеяли семена спаржи. Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На следующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не было. В последующие годы наблюдалось такое же явление. Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?

3.Задачи на распознавание натуральных объектов.

Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани. Определите какая это ткань. Укажите признаки , по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении.

4.Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Задача1. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения,т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предположите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

5.Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

Задача1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов. Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра. Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий?

6.Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Задача1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо, Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?

7.Задачи, связанные с самонаблюдением.

Задача 1. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки – это вены.

8.Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Задача1. Летучие мыши – чемпионы по непостоянству температуры тела –560С.! Когда зверёк летит температура бывает около 400С, а зимой она снижается до 7,50С. Летом сердце сокращается у них 420 раз в минуту, а в спячке – всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические явления в жизни летучих мышей?

Биологические  задачи различного характера вызывают  у   школьников  живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к  биологии

Для развития  мотивации  учащихся к изучению  биологии , для развития интереса у учащихся, преподаватель должен обладать разносторонними и глубокими знаниями, хорошо знать психологию детей, учить с удовольствием, сочетать различные методы обучения и создавать подходящую обстановку для обучения.

Интерес к учению снимает перегрузку учащихся и их усталость, создаёт эффект причастия  школьника  к учебному процессу, является источником творчества учащихся.

Выводы:

1.Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к  биологии .

  1. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся. Как сильных по успеваемости, так и слабых;

3.Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу «биология»;

4.Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.

«Чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. Его мозг–это самое невероятное чудо».

Использованная литература

1.Амонашвили Ш. А. Как живёте, дети? М.:Просвещение,1986.

2.Бережнова Е. В. Требования к курсовым и дипломным работам по

педагогике: Методические рекомендации для студентов. М.:

Педагогическое общество России,1999.

3.Береуцина Л.П. Интерес к биологии// Биология в школе.1988, №1. 4.Боровицкий П.И. и др. Методика преподавания биологии. М.: Высшая

школа,1995.

5.Бруновт Е.П. Пути достижения глубоких и прочных знаний учащихся

по  биологии // Биология  в щколе.1975, №6.

6.Воржева Л.В. Воспитание познавательного интереса к  биологии

средствами художественного слова// Биология  в школе.1984, №1.

7.Глин Доман. Как развить интеллект ребёнка? М.:Просвещение,2000.

8.Карабут С. Н. Познавательные задания  на   уроке //  Биология  в школе.

1990, №2.

9.Кузнецова А. А. Чуракова С. В. Кузнецов В.Н. Познавательный

интерес. Условия его развития//  Биология  в школе.1996, №2.

10..Кулев А. В. Биологические задачи исследовательского

характера// Биология  в школе.1991, №4.

11.Маркова Л. К. Матис Т. А. Орлов Л.Б. Формирование  мотивации

учения. М.:Просвещение,1990.

12.Маркова Л .К. Формирование интереса к учению  у   школьников . М.:

Просвещение,1986.

13.Михайлов В. Д. Биологические задачи  на   уроках //  Биология  в школе.

1988, №4.

14.

Нижне-Колыбельский филиал МБОУ «Лицей села Хлевное
Хлевенского района Липецкой области

Развитие познавательного интереса как способ повышения мотивации школьников при изучении географии.

Семенихина Т.Н. – учитель географии.

2020-2021 уч. год.
Развитие познавательного интереса как способ повышения мотивации школьников при изучении географии.

«Чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. Его мозг–это самое невероятное чудо».

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
В настоящее время нежелание школьников учиться – едва ли не главная проблема школы. Причин возникновения такой ситуации много. Здесь и недостатки предыдущего учебно-воспитательного этапа, снижающие эффективность применяемых методов обучения, и трудности взаимоотношений со сверстниками и учителями, и конфликты в семье. Не последнюю роль может играть и ослабленное здоровье школьника . И всё же одной из главных причин нежелания учиться является недостаточное развитие, деформация познавательной потребности ребёнка.
Познавательный интерес – это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьёзных недостатков в организации обучения.
Проблема интереса – не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках,От её решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мёртвым грузом или станут активным достоянием школьников .
Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес является связующим звеном. Благодаря интересу как стимулу получения знаний, так и процессу их приобретения, он может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?
1. Прежде всего, такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов .
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
5. Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника , на его отношение к предмету.
Развитие у учащихся мотивации , познавательного интереса является центральной методической проблемой.
Не отрицая некоторого положительного значения включения в обучение элементов занимательного содержания, сообщения интересных фактов, поражающих воображение, основной задачей учителя следует считать развитие стойкого, серьёзного познавательного интереса к географии . Основное средство решения этой задачи – правильное применение методов.
Приёмы развития познавательного интереса учащихся к географии на этапе восприятия знаний
На уроках географии я использую следующие приёмы, способствующие развитию познавательного интереса учащихся (этап восприятия знаний):
Приём новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др.
Используя данный прием, можно изучать новый материал не простым пересказом учебника, а сделать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, расширяющим имеющиеся у школьников знания.
Приём семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.

Приём значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его географической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Приёмы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала
На своих уроках географии я использую следующие приёмы развития познавательного интереса (этап осмысления изучаемого материала):
Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
Я думаю, что проблемные вопросы способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом – состояний, свойственных познавательному интересу.
Исследовательский приём.
Использую этот прием следующим образом: на основе проведённых опытов, наблюдений и анализов литературных данных предлагаю учащимся самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод.
Эвристический приём.
Опираясь в своём вопросе на имеющиеся у учащихся знания, я помогаю ученикам с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.
Таким образом, постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения – всё это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обуславливает развитие познавательного интереса к географии .
Приёмы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала.
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний я использую следующие приёмы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету.
Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся. Перед уроком школьники получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:
• рассмотрите растения засушливых районов и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги ( 6 кл, тема «Характеристика основных экологических групп растений»)
• розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи). Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение эритроцитов крови человека ( 8 класс, тема «Пищеварение»).
Приём моделирования.
В 7 классе изучая тему «Цепи питания. Поток энергии» учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определённой территории. Предлагается следующее задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.
Составление схем, таблиц.
При изучении темы «земноводные» ученики заполняют таблицу: Лягушка – земноводное животное. Укажите, какие особенности лягушки указывают на то, что она земноводное животное.

Черты приспособленности к водной среде Черты приспособленности к наземной среде

Использование данных приёмов повышает стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий и развивает познавательный интерес.

Условия развития познавательного интереса учащихся к биологии .
Поисковые методы
Первым важнейшим условием активизации учащихся и развитие у них познавательного интереса является применение поисковых методов, удовлетворяющих потребность в самостоятельных действиях и самостоятельном мышлении.
Для уроков биологии можно выделить 3 типа проблемных ситуаций: в основе первого лежат противоречия в самих научных фактах ( птицы приспособлены к полёту, но не все птицы летают); для второго характерны противоречия между житейскими представлениями и научным объяснением фактов(повышение температуры, с которым борется медицина,- защитная реакция при болезни); третий тип строится на противоречии между имеющимися знаниями и новыми фактами, которые невозможно объяснить (мутации в большинстве случаев вредны для особи. Каким же образом они играют положительную роль в эволюции видов?)
Например, изучая в 8 классе тему «Витамины» я сообщаю в занимательной форме информацию из истории авитаминозов, а затем предлагаю учащимся решить проблему по выяснению физиологического значения витаминов. Использую способы организации проблемных ситуаций при помощи демонстрации картин, таблиц, схем, чтения научно – популярной книги. Например, показ барельефа с изображением первоптицы и вопрос: «Какое животное здесь изображено?»- является хорошим началом для создания проблемной ситуации ( 7 класс, тема урока «Класс Птицы»). Проблемный подход оказывает несомненно положительное влияние на формирование у учащихся устойчивого интереса к биологии и развитие познавательной самостоятельности школьников [Используя проблемные ситуации, создаётся осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход , рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.
Игровая деятельность
К активным формам и методам обучения относятся и игровые. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности учащихся. В процессе игры происходит обучение действию посредством самого действия. Учебная игра осуществляет мотивационно – побудительную функцию, т. е. мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся.
Например, при изучении в 6 классе темы «Строение цветковых растений» можно предложить учащимся следующие игровые задания:
1. Переставить или добавить вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.
1.Л-п-с-т-к (лепесток)
2.Лобикст (столбик)
3._____нож__ (цветоножка)
4.Чеклитос (листочек)
5.Ок_л_цв_тн_к (околоцветник)
6.Китпес (пестик)
7.Кичвен (венчик)
2. Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее:
1.Лист, стебель, пестик.
2.Чашечка, цветоножка, корень.
3.Плод, цветок, венчик.
3. В клетки вставьте название частей цветка, которые оканчиваются на букву «к»

К
К
К
К
К
К
Околоцветник
чашелистик
лепесток

столбик
пестик
венчик.

4.Правильное ли это утверждение?
1.Тычика – мужской орган цветка(+).
2.Чашечка + цветоножка составляют околоцветник(-).
3.Венчик состоит из чашелистиков(-).
4.Чашечка состоит из чашелистиков(+).
5.Цветок – орган семенного размножения(+).
6.Тычинки и пестики бывают в каждом цветке(-).
Таким образом, включение в учебный процесс занимательных, игровых моментов способствует развитию познавательного интереса учащихся.
Самостоятельная деятельность учащихся
Важнейшим условием развития мотивационной сферы учащихся является использование в процессе обучения конкретных примеров, иллюстрирующих практическое значение биологических знаний. При этом важно, чтобы подобранные примеры, не просто сообщались учителем, а осмысливались самими школьниками в процессе выполнения познавательных заданий
Положительных результатов в обучении школьников навыкам самостоятельной деятельности можно добиться в том случае, если учащиеся психологически подготовлены к такой деятельности, у них возник интерес к поставленной проблеме и желание решить её.
Это можно показать на примере урока биологии на тему: «Торфяной мох – сфагнум» в 6-м классе.
Интерес к новому материалу я стараюсь вызвать несколько необычным для учащихся вступлением – чтением стихотворения В. Рождественского «Мох» (иногда это делает заранее подготовленный ученик).
Меж клюквы и морошки
Среди лесных болот
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь – растёт.
Он снизу – беловатый,
Повыше – зеленей,
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей.
На кустиках поляны,
Подсушен в летний зной
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Прочитав стихотворение, сообщаю ребятам, что в нём говорилось о торфяном мхе – сфагнуме; знакомлю с изображением этого растения по таблице; рассказываю о том, что мох обладает многими интересными свойствами, в чём они сами смогут убедиться, если проведут небольшую практическую работу. Затем раздаю ученикам кусочки высохшего мха, предлагая рассмотреть их, а потом положить в чашки с водой. После этого учащимся предлагаю посмотреть на классную доску, на которой заранее было написано стихотворение. Перед школьниками вновь возникают уже знакомые строчки, но в каждом четверостишии они видят подчёркнутые словосочетания.
Приступая к разбору содержания стихотворения, можно задать вопрос: «Как вы считаете, выражения – «без ножки», «снизу – беловатый», «лечил» и т.д. – это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное обоснование?
Перед учащимися возникает проблемная ситуация, способствующая активизации мыслительной деятельности ребят. Затем предлагаю послушать рассказ и попытаться найти в нём ответы для объяснения смысла подчёркнутых слов.
Учащиеся узнают о строении сфагнума: у мха нет корней ( «без ножки»), нижние листья мёртвые , и зелёный пигмент – хлорофилл в них разрушен(«снизу – беловатый»), чего нельзя сказать о верхних молодых листьях («повыше – зеленей»).
Далее продолжить рассказ о том, что издавна известно, если приложить этот мох к ране, то она заживает быстрее. Крестьяне на Руси знали и использовали это свойство мха. Во время Великой Отечественной Войны сфагнум использовали партизаны. Далее сообщаю: исследователи установили, что в сфагнуме содержится бактерицидное свойство – вещество, способное убивать болезнетворные бактерии («лечил в глуши лесной»).
Описанная форма проведения урока вызывает интерес учащихся новизной подачи материала, предполагает включение в учебный процесс самостоятельной умственной деятельности, требует проявления интеллектуальных умений (умений сравнивать, анализировать, делать выводы), что делает урок эффективным, а полученные на нём знания более прочными.
Интересные уроки, требующие от учащихся самостоятельной умственной работы, можно проводить с использованием мультимедийного проектора. В этом случае проблему перед классом следует ставить так, чтобы фильм давал материал для ответа, а окончательные выводы учащиеся будут делать самостоятельно. Это можно показать на примере проведения в 9 классе урока на тему «Приспособленность организмов и её относительный характер». На этом уроке можно использовать фильм «Животные – обитатели водоёмов» или «Животные – обитатели суши». Эти фильмы не ставят целью показать признаки приспособленности животных к среде обитания. Дикторский текст повествует лишь о месте обитания, численности, повадках тех или иных животных, показывается их образ жизни. А перед классом ставится задача: найти в фильме примеры приспособленности и объяснить их сущность.
После просмотра кинофильма учащиеся приводят примеры приспособленности живых организмов к среде обитания.
В результате короткой обобщающей беседы учащиеся приходят к главному выводу темы: одни биологические виды в процессе эволюции приспосабливаются к среде обитания, другие – неприспособившиеся – вымирают.
Итак, правильный выбор методов и мобилизацию достаточной наглядности хорошо сочетать с постановкой перед учащимися интересной учебно – воспитательной задачи урока, которая будет способствовать возникновению желания что–то узнать, понять, решить. Эти задачи могут быть очень разнообразны, иметь проблемный или не проблемный характер, даваться в занимательной или обычной форме.
Основное, что должно достигаться постановкой задачи, – это обоснование темы урока, осуществление связи её с предыдущим материалом, установление чёткой перспективы приобретения существенных знаний. Именно эти качества познавательных задач, как правило, вызывают желание работать на предстоящем уроке, активизируют учащихся, позволяют им успешнее настраиваться на построение предположений, обобщения и выводы.
Экскурсии с защитой результатов работ
Вопросы перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой деятельности достаточно эффективно решаются в процессе использования бригадной (групповой) формы организации познавательной деятельности учащихся.
Именно так проводятся уроки-экскурсии (весна, лето ) для учащихся 6-7 классов на пришкольном участке. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предметам объединяются в группы по 4-6 человек и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока бригада составляет отчёт и на следующем уроке выступает с сообщением о проделанной работе.
Примеры заданий самостоятельной работы учащихся 7 класса при проведении экскурсии на пришкольный участок по теме «Многообразие растений и животных, связи между ними и факторами неживой природы».

Задания для 1-ой группы
1. На определённом участке территории найдите цветущие деревья и кустарники. Подсчитайте, сколько их. Определите, как они называются. Как, кем они опыляются? Докажите свои предположения.
2. Приведите примеры взаимосвязи растений, произрастающих на вашем друг с другом.
3.Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на растения исследуемого участка.
Задания для 2-ой группы
1. На определённом участке территории найдите цветущие растения. Определите, как называются соцветия у этих растений. Как и кем они опыляются? Почему вы так думаете?
2. На основании наблюдений приведите примеры взаимосвязи растений и среды их обитания.
Задания для 3-ей группы.
1. На определённом участке территории найдите цветущие растения. Какие из них опыляются насекомыми? Какие особенности строения характерны для этих растений? Каких насекомых опылителей вы видели? Как часто они посещали цветы?
2. Приведите примеры взаимосвязи растений и животных на ис-следуемом участке.
3. Приведите примеры положительного влияния человека на растения данного участка.
Приведённые примеры показывают, что применение практических работ, проведение экскурсий способствуют развитию мотивации к изучению биологии.
Художественное слово учителя
Одним из средств развития познавательного интереса является художественное слово. Вчитываясь и вслушиваясь в живое вдохновенное слово поэта или писателя о природе, школьник испытывает эмоциональные переживания, которые, характеризуясь устойчивостью, способствуют формированию активного отношения к наблюдаемым явлениям, развитию познавательного интереса .
Так, например, в 9 классе при изучении темы «Центры многообразия и происхождения культурных растений» рассказ начинаю так: « Мысль была неожиданна и великолепна проста: растения поделили мир…От Гималаев до тундры растеклись ржаные поля, намело среди них островки ячменя, проса, гречихи – по великому лику Земли разбрелись растения – переселенцы…». А знакомство со знаменитой коллекцией ВИРа можно начать с истории её создания. «С 1919 по 1939г. Н.И. Вавилов и сотрудники ВНИИР предприняли срок путешествий в 65 стран с целью пополнения генофонда культурных растений нашей страны. В 1924 Н.И. Вавилов во главе крохотной экспедиции, состоявшей, кроме него, всего из двух человек, изучал культурные растения Афганистана. Сотни и тысячи образцов пополняли коллекции; одно открытие следовало за другим. Вавилов увидел здесь весь мировой ассортимент мягких пшениц. Здесь был заповедник главного хлеба Земли. Он ходил среди этого колосящегося мира, поражался его пестроте и видел, как в Гератской долине на узкой полосе Земли природа, словно заботливый хозяин, собрала все формы мягких пшениц. И каких пшениц! Литое белое зерно, высокий стебель – всё радовало глаз, говорило об их первородной жизненности и силе. В горах он увидел и полный набор ржи – от проклинаемого сорняка до бережно взращённого злака. Вся история прошла перед его взором. Пять месяцев пробивался он горными тропами, ночевал в заброшенных караван – сараях; срывались в пропасти, тонули в бурных реках; вьючные лошади уносили с собой книги с записями, дневники , бесценные коллекции – он всё восстанавливал заново и шёл дальше».
Такое изложение материала помогает учащимся задуматься о высокой миссии человека на Земле, отдавать должное светлой памяти великого учёного.
Учебно – исследовательская работа школьников
Для развития мотивации учащихся на уроках биологии большое внимание нужно уделять учебно – исследовательским работам школьников. Они включают : самостоятельные лабораторные работы по инструктивным карточкам, опыты, наблюдения, творческие работы – исследования практического характера . Систематически использую такие формы, как самостоятельная работа школьников с дополнительной литературой (подготовка сообщений по отдельным темам); написание и защита рефератов.
В формировании интереса также важную роль играют внеурочные формы работы: различные конкурсы, викторины, олимпиады, дискуссии.
Биологические задачи
На уроках биологии можно использовать следующие типы задач:
1.Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные , бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?
Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.
2.Задачи, способствующие развитию логического мышления.
Задача 1. Весной на учебно – опытном участке посеяли семена спаржи. Из них выросло только одно растение, остальные семена не взошли. На следующий год спаржа разрослась, на каждом её побеге образовались цветки, но плодов не было. В последующие годы наблюдалось такое же явление. Какое предположение вы можете сделать по описанному случаю?
3.Задачи на распознавание натуральных объектов.
Задача 1. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной ткани. Определите какая это ткань. Укажите признаки , по которым вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в растении.
4.Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
Задача1. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения,т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предположите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
5.Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
Задача1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов. Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра. Какими опытами можно подтвердить эту реакцию амфибий?
6.Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
Задача1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо, Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом вены набухают и становятся чётко обозначенными. Как это можно объяснить?
7.Задачи, связанные с самонаблюдением.
Задача 1. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки – это вены.
8.Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Задача1. Летучие мыши – чемпионы по непостоянству температуры тела –560С.! Когда зверёк летит температура бывает около 400С, а зимой она снижается до 7,50С. Летом сердце сокращается у них 420 раз в минуту, а в спячке – всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические явления в жизни летучих мышей?
Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии
Для развития мотивации учащихся к изучению биологии , для развития интереса у учащихся, преподаватель должен обладать разносторонними и глубокими знаниями, хорошо знать психологию детей, учить с удовольствием, сочетать различные методы обучения и создавать подходящую обстановку для обучения.
Интерес к учению снимает перегрузку учащихся и их усталость, создаёт эффект причастия школьника к учебному процессу, является источником творчества учащихся.
Выводы:
1.Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии .
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся. Как сильных по успеваемости, так и слабых;
3.Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу «биология»;
4.Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.
«Чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. Его мозг–это самое невероятное чудо».
Использованная литература
1.Амонашвили Ш. А. Как живёте, дети? М.:Просвещение,1986.
2.Бережнова Е. В. Требования к курсовым и дипломным работам по
педагогике: Методические рекомендации для студентов. М.:
Педагогическое общество России,1999.
3.Береуцина Л.П. Интерес к биологии// Биология в школе.1988, №1. 4.Боровицкий П.И. и др. Методика преподавания биологии. М.: Высшая
школа,1995.
5.Бруновт Е.П. Пути достижения глубоких и прочных знаний учащихся
по биологии // Биология в щколе.1975, №6.
6.Воржева Л.В. Воспитание познавательного интереса к биологии
средствами художественного слова// Биология в школе.1984, №1.
7.Глин Доман. Как развить интеллект ребёнка? М.:Просвещение,2000.
8.Карабут С. Н. Познавательные задания на уроке // Биология в школе.
1990, №2.
9.Кузнецова А. А. Чуракова С. В. Кузнецов В.Н. Познавательный
интерес. Условия его развития// Биология в школе.1996, №2.
10..Кулев А. В. Биологические задачи исследовательского
характера// Биология в школе.1991, №4.
11.Маркова Л. К. Матис Т. А. Орлов Л.Б. Формирование мотивации
учения. М.:Просвещение,1990.
12.Маркова Л .К. Формирование интереса к учению у школьников . М.:
Просвещение,1986.
13.Михайлов В. Д. Биологические задачи на уроках // Биология в школе.
1988, №4.
14.Нилова Л. И. Обучение в процессе игры// Биология в школе.1988.
№4.
15.Проблемы методики обучения биологии в средней школе// Под
редакцией И. Д. Зверева; Научно – исследовательский институт
Академия педагогических наук СССР. М.: Педагогика,1978.
16.Ремизова Н. И. Мотивация учащихся к учебно – познавательной
деятельности// Биология в школе. 2001,№5.

Нилова Л. И. Обучение в процессе игры//  Биология  в школе.1988.

№4.

15.Проблемы методики обучения  биологии  в средней школе// Под

редакцией И. Д. Зверева; Научно – исследовательский институт

Академия педагогических наук СССР. М.: Педагогика,1978.

16.Ремизова Н. И.  Мотивация  учащихся к учебно – познавательной

деятельности//  Биология  в школе. 2001,№5.

Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.