«Развитие познавательной активности у обучающихся на занятиях специальных дисциплин»

Публикация

Автор публикации: Акушкаров Арман Наусумбаевич
г.Костанай КГКП Костанайский политехнический высший колледж
преподаватель специальных дисциплин

 

(Синквейн)
«Обучение по профессии
Практическое, творческое, самостоятельное
Необходимо формировать компетенции
Путем развития познавательной активности студентов!»

Вопросы активизации обучения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем педагогики и практики. Обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества обучения зависят результаты обучения и воспитания обучающихся.
Обучение, как деятельность должна быть направлена не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающихся к самой познавательной деятельности.
Профессиональное образование должно строиться с учетом требований российского общества, и от преподавателей профессиональных дисциплин требуется умение проектирования развивающей среды обучения.
В основе профессионального образования находятся дисциплины, при изучении которых, у обучающихся формируются знания и умения, необходимые в их дальнейшей работе по специальности.
Одним из актуальных вопросов профессиональной подготовки является активизация мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения по специальности.
Существует несколько направлений активизации мыслительной деятельности обучающихся:
через использование инновационных методов, методов проблемного обучения;
методов на основе включения в образовательный процесс урока элементов деловой игры;
Задача преподавателя строить свою работу так, чтобы заинтересовать в обучении по специальности, помочь сформировать убеждения в соответствии с общечеловеческими ценностями, создавать условия для личного развития обучающихся, т.е. в настоящее время актуален вопрос-как сделать процесс обучения интересным, какой метод преподавания наиболее необходим для изучения дисциплин профессионального цикла, что позволит развивать самостоятельность, мыслительные способности, пробуждать положительные эмоции, и как следствие, повышать мотивацию к овладению профессией?
Основываясь на принципах продуктивности в обучении, необходимо создать положительную атмосферу педагога и обучающегося, решению такой задачи помогает технология личностно-ориентированного обучения. Обычно на уроке преподаватель предлагает новый материал, а обучающиеся слушают, конспектируют, запоминают, но часто к.п.д. такого урока не всегда высок, т.к. сказывается разный уровень знаний обучающихся, усталость и другие факторы.
Известно, что самостоятельно приобретённые знания более прочны и надежны, обучающийся владеет ими более свободно.
Для активизации мыслительной деятельности можно использовать фронтальный опрос постановкой проблемных вопросов; технический диктант, когда преподаватель зачитывает вопрос, а обучающиеся сразу же дают краткий ответ на него.
Уроки профессиональных дисциплин содержат в основном новый материал, тесно связанный с их будущей профессией и поэтому потенциально интересный – как теоретический, так и практический, который раскрывает вопросы технологии производства, оперативного решения вопросов в системах электроснабжения, организации и экономики электромонтажного производства. Наряду с усвоением значительного объема разнообразных знаний, обучающиеся приобретают определённые компетенции, непосредственно связанные с их будущей профессией по специальности «Эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования»
Нужно учитывать и другую особенность содержания специальных дисциплин – связь с производственной практикой.
Таким образом, профессиональные дисциплины, занимая основное место в подготовке квалифицированных специалистов требуют применения на уроках разнообразных форм, методов обучения, т.е. решения различных вопросов проблемного характера, которые я применяю при изучении таких дисциплин как: «Наладка электрооборудования»; «Охрана труда»; «Эксплуатация и обслуживание эл. оборудования»; расчётно-проектных задач по дисциплинам «Электроснабжение промышленных и гражданских зданий», связанных с организацией самостоятельной работы студентов с технической, справочной литературой, с нормативной документацией по специальности, с разработкой схем, с выполнением технических расчётов, с использованием различных видов схематической наглядности, с проведением практических работ – всё это даёт возможность организовать учебную деятельность таким образом, чтобы наряду с реализацией других учебно-воспитательных задач урока вызвать у обучающихся стойкий познавательный интерес к профессии. Хорошо развивают внимание, тренируют память, способствуют лучшему усвоению и закреплению материала проведение уроков-конкурсов, когда группа студентов делится на две команды и соревнуются, отвечая на мои вопросы, как преподавателя, а также сами задают другой команде, практические задания с элементами проектирования по специальности, с умением работать в малых группах, и с защитой своих проектных работ (проводил по модулю: «Применение эл. цепей…», группе 2Э-8 и группе 2ЭС-9. выполнение курсовых проектов по дисциплине «Электроснабжение промышленных и гражданских зданий»; и с защитой курсового проекта. Такие задания основаны на знаниях общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, поэтому и способствуют формированию развития познавательных интересов, заложенных в содержаниях учебного материала. Так же существует ряд специальных методических приёмов, направленных на повышение содержания обучения: рассмотрение достижений науки и техники; развитие практической, научной, социальной значимости изучаемых профессиональных дисциплин; использование сведений технической справочной и нормативной документации.
Именно проблемное обучение по специальности: «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» предполагает создание на уроках ситуации, которые требуют самостоятельной работы по их разрешению. В результате чего получается творческое овладение компетенциями, и развитие мыслительных способностей.
Различные формы контроля знаний также способствуют познавательной активности студентов. Для контроля знаний используют периодический опрос; устные зачёты по разделам; технические диктанты и тесты по темам, письменные контрольные работы, контроль конспектов по всем профессиональным дисциплинам; индивидуальные зачеты по схемам. На уроках профессиональных дисциплин я применяю гибкую систему оценивания знаний, т. е. при объяснении учебного материала привожу примеры, которые активизируют мыслительную деятельность обучающихся, побуждают их к самоконтролю. При развитии интереса к профессии показываю возможности творчества в осваиваемой профессии- это участие студентов в научно-практических конференциях, как колледжа, так и республиканского уровня, так творческую работу в НПК (студента группы 3УЭ-4 – Гринева О.) демонстрировал на уроке; после чего обсуждали (группа 3УЭ-4). На своих уроках я не только объясняю новый материал, но и даю задания по данному информационному тексту, который студенты группы 2Э-8 и группы 2ЭС-9, систематизируют и представляют его в виде кластера, информационных таблиц, структурных схем.
Это способствует лучшему запоминанию материала, активизации мыслительной деятельности, творческого её представления. В результате чего обучающиеся овладевают профессиональными и общими компетенциями с творческой направленностью, которые необходимы на современном рынке профессий.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.