Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Публикация
Автор публикации: Хусеинова Гелнара Искендяровна
Чувашская Республика, Батыревский район, МБОУ”Шыгырданская СОШ 1″

 

 Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной  деятельности в условиях ФГОС

 «В каждом ребенке есть солнце, нужно только дать ему светить»- эти слова древнего мыслителя Сократа стали девизом воспитательной работы нашей школы.

Жан Жак Руссо писал: «Почти во всех делах самое трудное – начало». 
Начальная школа всегда была и останется началом всех начал. Именно начальная школа формирует портрет будущего подростка, юноши, молодого человека, закладывает в нем нравственные ориентиры, зажигает маяки ближайших и далеких целей. Именно начальная школа имеет уникальную возможность раскрыть, увидеть, распознать первый, еще еле заметный росточек творческого начала. Но именно начальная школа не имеет права на ошибку: то есть пройти мимо и не заметить творческой искорки в маленьком человеке, а еще хуже затушить ее своей некомпетентностью или просто нежеланием замечать что-либо. [1]

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей. Все это мы успешно реализуем на занятиях по внеурочной деятельности. 

Целью внеурочной деятельности является: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, развитие творческих способностей младших школьников. [2]

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Развивать творческие способности? Что это значит?            

– Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

– Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

– В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Внеурочная работа в начальной школе ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная деятельность начальной школы была направлена на достижение воспитательных результатов:

приобретение учащимися социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности были отнесены:

– личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности,

– метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Это определяло и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы.

Внеурочная деятельность в начальной школе была выстроена в соответствии со следующими направлениями:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно-нравственное
  3. Социальное
  4. Общеинтеллектуальное
  5. Общекультурное

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

– использование основных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

По итогам работы в данном направлении  в нашей школе работает секция «Здоровейка». Проводились конкурсы, соревнования, показательные выступления, Дни здоровья, праздники «»Папа, мама и я – спортивная семья», «Папа – наш защитник», «Мама и я – спортивная семья».

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Основные задачи:

– формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;

– воспитание нравственного, ответственного компетентного гражданина России;

– приобщение обучающихся к культурным ценностям социокультурной группы;

– последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности.

По итогам работы в данном направлении работает кружок «Моя малая Родина», проводились конкурсы, защита проектов, презентации, экскурсии в музеи, храмы, места боевой славы, проводим встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни, встречи со знаменитостями села. и т.д..

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основные задачи:

– формирование навыков научно-интеллектуального труда;

– развитие культуры логического мышления воображения;

По итогам работы в данном направлении работают кружки «Юный грамотей», «Занимательная математика», «Умники и умницы», проводились конкурсы, выставки, защита проектов, викторины, интеллектуальные игры. 

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основные задачи:

– формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

– становление активной жизненной позиции;

– воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

По итогам работы в данном направлении работают кружки «Очумелые ручки», « Радуга творчества», проводились концерты, конкурсы, выставки, спектакли.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основные задачи:

– формирование психологической культуры и коммуникативной

компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

– формирование способности обучающегося сознательно выстраивать

и оценивать отношения в социуме;

– воспитание у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Работает кружок «Из поколения в поколение». По итогам работы в данном направлении проводились конкурсы, выставки, защиты проектов, праздники «Мои бабушка и дедушка», «Мои бабушка, мама и я».

Разнообразные технологии и методы обучения, а так же формы их проведения: КВН, проектная деятельность, игры, викторины, соревнования способствовали заинтересованности детей и созданию непосредственной обстановки, благоприятного психологического климата.

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Наша школа является опорной площадкой по художественно – эстетическому направлению. Очень отрадно, что в нашей школе работают кружки дополнительного образования «филиала Батыревской школы искусств, «Баян», Танцевальный ансамбль «Биляр», Сольное пение».

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач.

Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач.

Какие же методы и приёмы необходимо использовать для развития творческой личности?

Мы в своей работе используем следующее:

  1. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Развитие воображения – важное условие формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. На протяжении младшего школьного возраста воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное (выдумывание сказок, стишков, истории) и художественное (рисование, лепка, аппликация, конструирование) творчество.

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Характерной чертой таких игр является то, что для решения игровой задачи требуется смекалка, сообразительность, нестандартность, т.е. творческое мышление.

Наша обязанность – помочь ребёнку стать на путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательного и исследовательского таланта

  1. ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Этому способствует применение проблемных методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям.

  1. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи, т.е создать ситуацию успеха. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. При организации таких условий дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

Сколько радости получают дети от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков, сувениров для родителей, друзей, младших ребят. Умелые руки и фантазия творят чудеса!

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

      Свою главную задачу при работе над развитием творческих способностей видим  в вовлечении детей в активную творческую деятельность, помочь детям овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. 

Занятия кружка проводим  в форме  викторин, игр-путешествий, КВН, соревнований, конференций, олимпиад. Главное  то , что необходимо – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Большую работу проводим среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым разом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность.

Так свои знания по математике учащиеся показывают на олимпиадах «Знатоки математики», «Лисенок», интеллектуальных марафоне «Кенгуренок», «ЧиП» занимают призовые места.

Каждый ученик в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Но главное, надо помнить, что участие детей во внеурочной деятельности строится только на добровольной основе. Нельзя заставить, но можно заинтересовать. 

 Стараемся  прослеживать эффективность внеурочной деятельности, которая определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется согласно требованиям Стандарта в портфеле достижений, который отражает уровень освоения образовательной программы, особенности развития познавательных процессов, личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка), результаты участия в смотрах, конкурсах, олимпиадах. 

Для решения проблемы развития творческих способностей обучающихся используем проектный метод как новую современную педагогическую технологию, которая позволяет развить эффективные формы самостоятельной учебной деятельности. В результате проектной деятельности обучающиеся не только применяют полученные знания и умения на практике, но и приобретают на их основе новые. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. [7]

Надо сказать, что метод проектов в условиях реализации ФГОС является необходимой составляющей как урочной, так и внеурочной деятельности учащихся. Совместно с детьми были разработаны проекты: В мире удивительных чисел., В царстве чисел-великанов., Забавная орфография, В мире пословиц, загадок., Сказки  в рисунках.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.

В заключение хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого мы должны создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

Заканчивая свое выступление, я хочу сказать: организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. Всем хорошо известные слова Белинского «Воспитание – великое дело: им решается участь человека», приобретает еще большую значимость в наше время. Ведь судьба человека зависит от того, как он воспитан.