Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Развитие творческого потенциала у учащихся начальной школы

Публикация

Автор публикации: Пикалова Анна Андреевна
г. Донецк

 

Аннотация

Мир постоянно развивается. Общество тоже меняется. Стране нужны творческие, творческие люди, способные мыслить позитивно, готовые отстаивать свои позиции и позиции в своей стране.

Каждый учитель знает, что у всех детей разные возможности творчества. Учитель начальной школы призван помочь выявить индивидуальные творческие возможности личности младших учеников. Творческая деятельность заставляет учащихся осознавать окружающий мир и искать степень в необычных ситуациях. Поэтому преподаватели обязаны изучать передовые педагогические технологии для обучения и развития наиболее эффективной личности, усвоения информационных технологий, a зaтем выстроить свой алгоритм рaботы нaд тeм, как и что в процeссe обучения поможет мaксимaльно  сформировывaть творчeскую личность.

Учитель должен уметь определять степень развития творчества у детей, применять инновационные организационные формы, разрабатывать пути обучения для творческой личности, а затем строить свой алгоритм на том, как и как он будет способствовать максимизации творческой личности в процессе обучения.

Потенциал и знания, потенциал и способности, потенциал и способности не равны. С точки зрения навыков, умений и знаний потенциал человека выступает как некоторая возможность для приобретения знаний и умений. И эти знания и навыки будут или не будут приобретены, когда возможность станет реальностью, это зависит от многих условий. К числу условий относятся, например, следующие : Если лица (семья, школа, места работы) заинтересованы в лицах, приобретших такие знания и навыки: как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т.д.

Что касается потенциала, то его качественные и количественные характеристики должны быть охарактеризованы. Для учителя не менее важно знать и то, что раскрывает потенциал ученика, и, следовательно, какие индивидуальные психологические особенности его личности включены в трудовой процесс как предпосылка его успеха (качественные характеристики навыков и в какой степени ученик способен удовлетворить требования предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладевает навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими.

Необходимость воспитания высококвалифицированных людей реализовывалась достаточно долго. В настоящее время существуют специальные программы с талантливыми детьми. А люди без потенциала оказываются в очень неблагоприятном положении. Они часто требуют только посредственных знаний. У них меньше уверенности в своих знаниях и способностях, они не верят в свои способности, потому что им редко говорили, что с помощью специальных методов обучения и приемов, раскрывающих их личностные резервы, они способны добиться больших результатов в своей работе.

Уверенность в своих силах, нахождение оговорок своей личности, разделение имущественных отношений, из которых складывается понятие «потенциал», – это постоянная и целенаправленная работа. Но, к сожалению, сегодняшняя школа не имеет к этому большого отношения.

Ключевые слова: «потенциал», «творчество», «способности», «творческая личность», «младший школьник», «урочная деятельность», «внеурочная деятельность»

Проблема развития творческого потенциала младших школьников рассматривается представителями различных областей научного знания-философии, педагогики, психологии, лингвистики и др. Это всегда люди, которые способны качественные решения в различных вариантов выбора, постоянного улучшения социального накопления знаний, как «в наши дни способность и творческая одаренность становятся задатком» [1;с. 87].

Что такое творчество?

Психологи рассматривают творчество как высшую степень логического мышления, которая представляет собой импульс к эффективности, «результатом которой имеется сделанные материальные и духовные ценности» [3; с. 134].

Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими учеными. Результат многолетних исследований в том, что творчество для немногочисленных избранников не является особым пожертвованием и творческое мышление начинает занимать у любого нормального человека, если сама жизнь, практика наталкивают ее на какие-то трудности, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач.

В рамках образования решаются вопросы обучения и обучения с целью овладения определенными навыками, овладения тем или иным правилом. Творческая деятельность решает проблемы исследований и творчества с целью развития способностей ребенка.

Браже Т.Г. определяет “креативность” как сложного и комплексного понятия генетических, социальных и персональных и логический характер.

Творчество – это способность, которая поглощает целую систему взаимосвязанных способностей – элементов: воображение, ассоциативность, воображение, главную мечту. [2; с. 34]

Достойный взгляд на творчество современных учителей (В. Сухомлинский, А. Захарченко, В. Шаталов, Ш. Амонашвили, и др.). определял творчество как особую сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развертывается оригинальность и особенность всякого малыша. А. Захарченко разглядывает творчество младших школьников как особую доброкачественную и сразу общественную сферу, так как итоги её конкретно обращены к личности учащегося, оказывают воздействие на интерес действием знания, обучению потребности заниматься, больших нравственных свойств. [4; с. 103]

Творчество – это исследование, которое раскрывает его еще не известное человеку и способствует расширению границ знаний. Продукт творчества, несомненен, оригинален, индивидуален. Также важно, чтобы творческие деятели могли объединяться по крайней мере в одной человеческой работе, в том числе в изучении различных отраслей образования.

В повседневной жизни творчество традиционно называется, во-первых, художественным трудом, во-вторых, проектированием, образованием, осуществлением новых проектов, во-третьих, научными знаниями, интеллектом, в-четвертых, высшим мышлением, выходящим за пределы, необходимые для решения проблемы.

«Творческим мы называем любую деятельность, которая порождает что-то новое». Это позиция известного психолога Л. Выготского о творчестве. [5; с. 73]

Человек начинает творчески думать в детском возрасте, потому что любая ситуация для ребенка была самой молодой и требовала новейшего (творческого) подхода, решения. Ребенок каждый день делает много вещей: маленьких, огромных, обычных и сложных. И каждый случай – задача наименее трудная. Когда проблемы решаются, возникает документ творчества, либо обнаруживается новейший путь, либо образуется что-то новое. Здесь требуются особые свойства ума, такие как сознание, знание, сопоставление и разоблачение, поиск связей и зависимостей – все, что вместе создает творческие возможности.

А. Маслоу рассматривает потребности как творческой личности выше.:

– любопытство.;

– необходимость понимания окружающей среды;

– потребность в красоте;

– Симметрия;

– Порядок и простота.

Для развития творческого потенциала нужно знать не только структуру этих высших творческих способностей, но и самого ребенка. По этой причине мы должны сосредоточиться на ряде индивидуальных различий, некоторые из которых должны быть учтены и адаптированы к нему, другие учиться и развивать другие прямые действия. Творчество – это сложная концепция, включающая компоненты, представляющие собой знания, навыки, способности и стремления к преобразованию (улучшению) мира в различные сферы деятельности в рамках универсальных норм морали и нравственности. «Творческий потенциал», выраженный в определенной сфере деятельности, представляет собой «творческие способности»  человека в той или иной деятельности. Термин «творчество» часто можно использовать как синоним «творческой личности», «одаренной личности». Ценность творчества, его функции обнаруживаются не только на производственной стороне, но и в самом процессе творчества. [6; с. 88-89]

Важной методикой и предпосылкой развития творчества у детей является поддержка ощущения неожиданности, новизны и ненормальной ситуации. «Сюрприз – это начало творческого отношения к миру».

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного и образовательного процесса и формой организации досуга младших школьников. Внеклассные мероприятия сегодня определяются прежде всего как мероприятия, организованные во внеклассное время для удовлетворения потребностей учащихся в значительном досуге, в их участии в самоуправлении и в общественно полезной деятельности.

В связи с переходом на новые стандарты улучшается внеклассная деятельность.

Инструментальная педагогическая модель помогает привить индивидуальные способности ребенка, которые он не всегда учитывает во время урока, развитие детей, заинтересованных в различных видах деятельности, желание активно участвовать в продуктивной деятельности среди общества, умение самостоятельно организовывать свой досуг. Любой вид внеклассной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, профессиональной, игривой — обогащает опыт коллективного взаимодействия учащихся в той или иной области, что в целом оказывает большой воспитательный эффект.

Правильная организованная система внеклассной деятельности – это область, в которой могут быть развиты или обучены потребности в обучении и навыки каждого ученика, которая обеспечивает формирование личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивной является родительская ответственность, которая должна осуществляться в свободное от обучения время.

Воображение как основа любой творческой деятельности выражается во всех аспектах культурной жизни и обеспечивает художественное, научное и техническое творчество. Различные аспекты проблемы воображения отражены в многочисленных педагогических и психологических исследованиях. Таким образом, концепция Л. Выготского основана на понимании воображения как творческой деятельности на основе “комбинированных” возможностей мозга. Поэтому продукты творческой деятельности выступают как кристаллизованное воображение.

Проблема развития детского творческого воображения имеет значение, так как этот психический процесс является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности ребенка, всего его поведения. В последние годы страницы психолого-педагогической литературы все чаще поднимают вопрос о роли воображения в духовном развитии ребенка и об определении сущности механизмов воображения.

Воображение и фантазия – важный аспект жизни ребенка. Выучить любую программу без фантазии невозможно. В возрасте от 5 до 15 лет воображение развивается особенно интенсивно. И если за это время воображение не развивается специально, то активность этой функции быстро снижается. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, ослабевают возможности творческого мышления, ослабевает интерес к искусству и творческая деятельность. Для развития творческого воображения детей необходима специальная организация образовательной деятельности.

Развивая воображение в раннем детстве, мы совершенствуем не только познавательные процессы и творчество, но и личность ребенка.

“Творческая личность – это человек, способный развивать идеи и реализовывать их вопреки всем препятствиям, пока не приведет к практическому результату.» Именно это имел в виду Т. Эдиссон.

Основным видом деятельности, обеспечивающим создание психических параметров и свойств школьника, является воспитательная и познавательная деятельность. Образование ребенка вытекает исключительно из деятельности. Только исследуя эксперимент и знания, накопленные людьми на земле, ребенок развивает свои интеллектуальные и оставшиеся способности.

Очень большие изменения в процессе обучения ожидаются младшим школьником. Развитие творческого мышления ведет к качественной перестройке восприятия и памяти с целью превращения их в произвольные и регулируемые процессы. [7; с. 54]

Развитие творческого потенциала в целом заключается в поиске путей развития отдельных компонентов и форм их отношений.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие творческие виды деятельности:

Познание «..педагогическая деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, с помощью которого передаются его знания»;

Преображение – это творческая деятельность учащихся, которая представляет собой обобщение вспомогательных знаний, которые служат источником развития новейших образовательных и профессиональных знаний.

Творение – это творческая деятельность, которая включает в себя разработку образовательных продуктов для учащихся в изучаемых областях.

Творческое использование познаний – это деятельность учащихся, которая предполагает внедрение собственной идеи учащимся при использовании знаний на практике.

Для обеспечения достижения результатов, включенных в образовательный стандарт, творческий потенциал учащихся может быть развит с помощью следующих психико-педагогических областей работы:

  1. Создание предпосылок для самореализации учащихся предполагает, что:
  • создание развивающейся творческой среды как особый способо организации взаимодействия всех субъектов саморегулирующегося процесса путем объединения традиционных методов обучения и педагогических методов обучения и самореализации ребенка.;
  • обеспечение свободы в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей;
  • рефлексивное направление педагогического процесса, в том числе рефлексивная работа как психолога, учителя и студента, основанная на развитии их мировоззрения, реализации их образа жизни и ответственности за их субъективность;
  • формирование позитивного образа себя. Основная цель развития позитивного я-помочь студентам стать источником поддержки, мотивации и поощрения.
  1. Развитие творческой деятельности через:
  • чтобы научить студентов навыку самостоятельной деятельности: определение целей, планирование, самоконтроль, интроспекция;
  • организация коллективной творческой деятельности;
  • чтобы создать эмоциональную основу для возникновения творческого процесса;
  • Использование в лекциях визуального моделирования и создания логических (логико-образных) семантических моделей.
  1. Формирование рефлексии о своей жизнедеятельности включает в себя:
  • создание предпосылок для осознания основ своих действий, ориентации мышления на себя, свои процессы и продукты;
  • организация совместной деятельности участников образовательного процесса (общение и сотрудничество), при которой рефлексия является механизмом выхода в позиции “сверху” и “снаружи”, обеспечивающим координацию действий и организацию взаимопонимания партнеров;
  • развитие самосознания студентов, которые должны думать о самоопределении внутренних точек отсчета и находить способы различения я и не-Я.

Творчество личности – это синтез ее особенностей и характерных черт, характеризующих проверку соответствия, определенный вид образования, художественную деятельность и определяющих уровень результативности этой деятельности. [8; с. 389]

Человек начинает творчески мыслить в детстве, потому что любая ситуация для ребенка нова и требует новейшего (творческого) подхода, решения. Таким образом, все виды мыслей развиваются с развитием ребенка в творческом подходе к задаче и дают ему возможность мыслить и мыслить творчески.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2003. с.87; 63
  2. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 2004.с.34
  3. Комова О.Н. Развитие творческих способностей слабоуспевающих учеников. // Начальная школа – 2002. – №8. с. 134
  4. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М.: изд-во Московского ун-та, 199 с.103
  5. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 199 с.73
  6. Некрасова О.А. Роль критериальных задач в формировании приемов эвристической деятельности у младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2004 – №7. с.88-89
  7. Никитина А.В. Развитие творческих способностей. // Начальная школа-2001. с.54
  8. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа: плюс – минус. – 2002. с.389
Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.