Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Теоретические аспекты проблемы развития нравственных качеств у младших школьников средствами диалогово-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности

Публикация
Автор публикации: Топалова Алина Сергеевна
г. Донецк , ГОУ ВПО “Донецкий Национальный Университет”
Институт педагогики

 

Теоретические аспекты проблемы развития нравственных качеств у младших школьников средствами диалогово-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности

Аннотация. В данной статье раскрыты теоретические аспекты проблемы развития нравственных качеств у младших школьников средствами диалогово-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности. Описаны особенности развития нравственных качеств младших школьников средствами диалогово-коммуникативных технологий.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, диалоговая технология, коммуникативная технология, нравственные качества, младшие школьники.

В современных условиях перед образовательными учреждениями актуализировалась задача формирование нравственной личности младшего школьника. Решение данной задачи связывают с внедрением в педагогический процесс начальной школы диалогово-коммуникативных технологий, направленных на развитие нравственных качеств детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Использование диалогово-коммуникативных технологий как средства развития нравственных качеств у младших школьников актуально для деятельности образовательных учреждений [3].

В рамках данной работы считаем необходимым подробнее рассмотреть понятия «деятельность», «внеурочная деятельность», «диалоговая технология», «коммуникативная технология».

В психолого-педагогической научной литературе деятельность определяется как специфический вид активности человека, направленный на творческое преобразование и совершенствование действительности и самой себя. Включение младших школьников  в деятельность способствует приобретению ими нравственного опыта поведения в межличностных отношениях, определению своего места в коллективе, обеспечивает реализацию конкретных целей, укрепляет их контакты с другими  «Я», способствует совершенствованию их взаимоотношений с ними [4].

К внеурочной деятельности относятся организованные, целеустремленные занятия с учащимися. Они проводятся в школе во внеурочное время для детей с целью  расширения и углубления их знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей, а также для удовлетворения их интересов и обеспечения активного и  досуга. Выделяют виды внеурочной деятельности младших школьников, среди которых игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая [2].

В свою очередь, педагогическая технология представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия, последовательная реализация которых создает условия для развития участников педагогического процесса и гарантирует решение педагогических задач.

В рамках данного исследования значимость представляет рассмотрение технологии, предполагающей построение учебного процесса на диалоговой основе.  М.В. Кларин считает, что основное назначение диалоговой технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения учащиеся ищут способы выражения своих мыслей, осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается М.В. Клариным как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов [5].

Сущность технологии диалогового обучения проявляется в целевом назначении диалога: развитие системы межличностного взаимодействия путем построения модели наиболее реально отражающей жизнь, позволяющей учащимся забыть об условностях и стереотипах построения учебного занятия, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне

Для возникновения диалоговых отношений необходимо соблюдение следующих условий:

  • в диалоге от каждого требуется не только осознание своей позиции, своей уникальности, но и желание обнаружить и предъявить внутренние смыслы другим людям, т.е. открытость;
  • желающему вступить в диалог нужно иметь сформированную установку на встречу со смыслом другого, то есть с другим смыслом. Это предполагает умение услышать, увидеть партнера в диалоге, войти с ним в информационный и эмоциональный резонанс;

– межсубъектные диалоговые отношения возможны, если есть или может быть найден общий язык, понятный той и другой стороне [1].

Считаем, что необходимо раскрыть сущность и содержание коммуникативных технологий, которые тесно связаны с диалоговыми технологиями.

Сущность коммуникативных технологий состоит в создании ситуации комфортного и безопасного личностно-значимого общения и взаимодействия, на основе которой происходят все процессы обучения, понимания, усвоения. При этом знаньевый компонент обучения отходит на второй план, а на авансцену процесса обучения выходит приобретение опыта целеориентированной и ценностно-осмысленной коммуникации, соответствующих компетенций [3].

Таким образом, рассмотренные выше определения понятий «диалоговые технологии», «коммуникативные технологии» указывают на то, что именно диалогическое взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса выступает и методом, и формой в данных технологиях.

Сегодня педагогика строится на принципах сотрудничества и уважения личности ребенка. По нашему мнению, основанием для формирования высоких нравственных начал у младших школьников выступает развитие у них нравственных качеств.

На наш взгляд, целенаправленное развитие нравственных качеств у младших школьников  средствами диалогово-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности, возможно лишь при условии взаимного принятия друг друга (педагога и учащихся), а также налаживание взаимопонимания между ними в диалоге.

К особенностям развития нравственных качеств младших школьников средствами диалогово-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности относятся:

– большое разнообразие и широкий диапазон диалогово-коммуникативных действий учащихся начальной школы формируются на основе подражания действиям педагога, которые направлены на развитие нравственных качеств у детей;

– чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность в диалогическом взаимодействии субъектов педагогического процесса во внеурочной деятельности;

– педагогические приемы, средства, методы построения этического диалога, ориентированные на возрастные особенности младших школьников;

– процесс диалогического взаимодействия педагога с детьми построен на восприятии ребенка как субъекта воспитания, а также на принципах сотрудничества и уважения личности.

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников – это организованные их занятия, проводимые во внеурочное время с целью: расширения и углубления знаний, умений и навыков детей; развития у них самостоятельности,  а также творческих и коммуникативных способностей; удовлетворения досуговых интересов и потребностей детей; обеспечения активной творческой и проектной деятельности ребенка во внеурочное время.

Диалогово-коммуникативные технологии выступают как главные технологии личностно-ориентированного образования. Возможности диалогово-коммуникативных технологий исходят из сути диалогического взаимодействия. В его основе лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности.

Список использованных источников

  1. Леонова, Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Начальная школа, – №7. – С.91–96
  2. Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / В.П. Проворотова // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С .51–53.
  3. Разуваева, В.Ю. Умение слушать собеседника – коммуникативное универсальное учебное действие. / В.Ю. Разуваева //Начальная школа.– –  №9. – С.22-25
  4. Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов [Текст] / А.В. Рожков. – М.: Академия, 2018. –  243с.
  5. Шемшурина, А.И., Шемшурин А.А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников: методическое пособие для системы общего среднего образования/ А.И.Шемшурина, А.А. Шемшурин // Этическое воспитание. –  –  №5. – С.9-