Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051

Роль домашнего задания в самообразовании младшего школьника

Автор публикации: Яцухина Светлана Алексеевна
МОБУ Гимназия городского округа город Сибай Республики Башкортостан
учитель начальных классов

Публикация

Тема родительского собрания:

Роль домашнего задания в самообразовании младшего школьника.
Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки-то не сделала, а солнце к вечеру клонится…
Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1-2 предложения по цепочке.

I. Вступительное слово классного руководителя

Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой».
Сегодняшняя наша встреча посвящена “его величеству” – домашнему заданию. Известный психолог Эльконин – Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника(слайд)
«Фактически постепенно должна стираться грань между классными домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника. (СЛАЙД )

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция отработки, закрепления полученного материала в классе, выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.
Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Результаты анкетирования учащихся (СЛАЙ)

Анкета для учащихся:

1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания
– да
– не
2. Как долго ты выполняешь домашние задания?
– 1 час;
– 2часа;
– 3 часа и более
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):
4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши):
5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители
– да
– нет
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой ?
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?

II. Домашние задания и время их выполнения. (слайд )

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах – 1,5 ч., в 4 – 5 классах – 2 ч., (“Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”” )

III. Как организовать домашние занятия? 

Советы родителям

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.
Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.
На столе все должно находиться на своих местах. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.
Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Перед глазами – календарь и расписание уроков.
Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.
У ребенка должно быть организованно свое рабочее место.
Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость.
Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого?
Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
– до 1 часа – в первом классе;
– до 1, 5 часов – во втором;
– до 2 часов – в третьем и четвертом классе.
Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.
Узелок на память

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
6. Убери со стола все лишнее.
7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
1. Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
4. Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
7. Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
10. Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
11. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
13. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
14. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Главное назначение домашнего задания:
 воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
 овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
 формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
 формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

– Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.
– Быть семейным психологом, педагогом и врачом. Главное в семье – это уважение друг друга, общность интересов и дел, терпимость, защищенность каждого и его самоценность.
– Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю.
– Начинать воспитание ребенка с воспитания себя. Воспитание – это не отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи.
– Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой интонации.
– Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда уже большие. Воспитывать в детях самостоятельность.
– Направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка

Анкета для учащихся.
Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
2. На подготовку, каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?
3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?
4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых?
5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?
6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?
7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?
8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?
9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?
10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?

Анкета для учащихся:
1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания
– да
– не
2. Как долго ты выполняешь домашние задания?
– 1 час;
– 2часа;
– 3 часа и более
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):
4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши):
5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители
– да
– нет
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой ?
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK