Роль интерактивной среды во внеурочной деятельности
Автор публикации: Жамиля Кадырбековна Анисимова
Челябинская область, г. Миасс, МБОУ “СОШ”№22”,
учитель информатики и математики
Роль интерактивной среды во внеурочной деятельности
Высокая динамика жизни, большой объем разнообразной информации, усложняющийся с каждым годом учебный материал, негативно влияет на когнитивную сторону личности учащихся. Как следствие: неустойчивость внимания, нарушение памяти, слабость мышления. Это ведет к снижению учебной мотивации и успеваемости учащихся. В сложившихся современных условиях данная проблема становится все более актуальной.
В подростковом возрасте педагог еще может скорректировать учебную деятельность и достичь планируемых результатов с привлечением ИКТ -средств.
В данной методической разработке представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности «UNICUM», в образовательной области «Математика».
Цель:
Формирование навыков работы в режиме интерактивных лабораторий и онлайн-тренажеров для достижения предметных результатов.
Задачи:
- формировать постоянство внимания, силу мыслительной деятельности, увеличение объема памяти;
- формировать навыки и приемы решения логических задач, способствовать повышению логической грамотности учащихся;
- способствовать развитию умения анализировать, вычленять структуру объекта, выявлять взаимосвязи, осознавать принципы организации, синтезировать (создавать новые схемы, структуры и модели);
- содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку;
- способствовать расширению кругозора учащихся в области математики.
Данный курс предполагает достижения цели за счет использования интерактивных средств и виртуальных лабораторий.
Преимуществом данного курса являются:
- наглядность;
- корректное фиксирование результатов;
- яркий и увлекательный процесс обучения;
- компактность изучаемого материала;
- осуществление самостоятельной учебно-исследовательской деятельности;
- индивидуализация процесса обучения;
- дистанционное обучение.
Для исследования результативности данной программы была взята методика Блума, согласно которой образовательные цели разбиваются на три области: когнитивную, аффективную и психомоторную.
Класс | Тема | Виртуальная лаборатория |
5 | Логические задачи «Аналогии», «Черный ящик», «Переправа» | Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6» |
6 | Система координат | GeoGebra |
7 | Равенство треугольников | MindMeister |
Этапы реализации практической части:
Класс | Предметная цель
| Когнитивная область | Аффективная область | Психомоторная область |
5 | Умение решать задачи с помощью перебора возможных вариантов | Решение логических задач, в системе виртуальной лабораторий | Создание системы задач, собственной виртуальной лаборатории. | Проектирование анимированного сопровождения собственной задачи, в среде MS Power Point |
Решение логических задач | Создание системы задач | Презентация сборника задач | ||
6 | овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; | Построение элементарных геометрических фигур, в среде Geogebra | Групповая работа по созданию простейших изображени, в интерактивной лаборатории | Создание более сложного изображения, в среде Geogebra |
Построение элементарных геометрических фигур, в системе координат | Созданию простейших изображений, в системе координат | Создание более сложного изображения, в системе координат | ||
7 | развитие умения работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; | Составить интеллект-карту, в среде Mind Master» по теме «признаки равенства треугольников» | Решение и обсуждение задач, использую интеллект-карту | Самостоятельное решение задач, использую интеллект-карту Mind Master» |
Конспект параграфа | Решение задач | Проверочная работа |
Результаты реализации данной программы
Диаграмма 1. Результаты достижения предметных результатов по математике, на основе использования ИКТ средств и виртуальных лабораторий
Диаграмма 2. Результаты сформированности памяти, внимания и мышления учащихся на начало эксперимента и конец, в среде онлайн-тренажера Wikium
Заключение
Исходя из вышеуказанного, следует, что информационно – коммуникационные технологии – одно из самых эффективных средств, которое помогает учащемуся качественно приобретать знания и использовать их, позволяет создавать условия для повышения мотивации к обучению. Эффективность данных средств повышается благодаря постоянной тренировки памяти, внимания и мышления.
В процессе реализации данной программы учащийся, принимающий непосредственное участие в разработке проектов, презентации более расположен к продуктивному приобретению новых знаний. Поэтому необходимо более масштабное внедрение информационных технологий в образовательный процесс, как средство повышения качества образования.