Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Роль учебника по русскому языку в формировании речевой деятельности младшего школьника

Публикация
Автор публикации: Цигельникова Оксана Сергеевна
г. Донецк, ДНР, ГОУ ВПО “Донецкий национальный университет”,
Институт педагогики, магистрант.

 

Роль учебника по русскому языку в формировании речевой деятельности младшего школьника

 

Аннотация

Статья посвящена роли учебника русского языка в речевой деятельности учеников начальной школы. В материале рассматриваются возможности реализации задач развития речевой деятельности на уроках русского языка.

Ключевые слова: учебник, «Русский язык» (1 класс) УМК «Школа России», «Наша речь», «Текст, предложение, диалог», «Слово, слова, слова…», «Слово и слог. Ударение», «Звуки и буквы».

Keywords: textbook, “Russian language” (1st grade) UMK “School of Russia”, “Our speech”, “Text, sentence, dialogue”, ” Word, words, words…”, ” Word and syllable. Stress”, “Sounds and letters”.

Учебник является основой учебного процесса, ибо он выполняет в процессе обучения следующие функции: воспитательную, познавательную, функцию развития интеллекта, умственных способностей, речи. Эти три функции неразделимы, как неразделимы воспитание интереса и любви к родному языку, его познание и усвоение умственных операций. Хорошо организованная систематическая работа по учебнику во многом определяет успех обучения — и теоретического, и практического.

Объект исследования – школьный учебник как источник знаний и средство обучения.

Предмет исследования – функциональная роль, методика использования учебника по русскому языку в учебном процессе.

Цель исследования – изучить функциональную роль и методику использования учебника на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. Обозначить значение учебника в практике преподавания русского языка в начальной школе, определив его функциональную роль.
  2. Рассмотреть основные структурные компоненты учебника русского языка в начальной школе.
  3. Представить систему работы с текстом учебника с учетом задач урока и возрастных особенностей школьников.

Рассмотрим возможности реализации задач развития речевой деятельности на уроках русского языка, а конкретно – роль учебника как ведущего средства обучения [3].

Роль учебника в освоении содержания учебного курса многообразна. Он организует образовательную деятельность, т.е. помогает учиться; предоставляет сведения теоретического плана в определенной системе; обеспечивает (посредством системы заданий и упражнений) развитие предметных умений и навыков; выступает как справочное пособие для запоминания; воспитывает у учащихся познавательную активность, самостоятельность. Современный учебник по русскому языку построен с учетом планируемых результатов освоения программы “Русский язык” как нормативного документа, в котором фиксируется подлежащее усвоению содержание учебного предмета.

Учебник по русскому языку, являясь ведущим средством обучения, непосредственно или опосредованно связан с другими средствами обучения, оказывает влияние на их содержание и построение. В частности, содержание учебника определяет содержание справочной литературы, дидактических и методических пособий. Учебник взаимодействует со средствами изображения и отображения изучаемых явлений и с техническими средствами обучения. Наконец, учебник связан с самой жизнью, окружающей младшего школьника.

Вместе с другими средствами обучения учебник составляет систему средств обучения — в них не должно быть излишнего дублирования, противоречия друг другу в фактах, несоответствия по степени трудности и др. Использование того или иного дополнительного средства обучения русскому языку на практике определяет методическая целесообразность [5].

В учебнике «Русский язык» (1 класс) УМК «Школа России» представлен систематизированный учебный материал, данный в виде фонетических, графических, орфоэпических, лексических, синтаксических, речеведческих сведений и понятий, орфографических и пунктуационных правил, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в соответствии с программой «Русский язык» (предметная линия учебников «Школа России») [2].

Учебник объединяет в единую систему различные области изучаемого языка (текст, материал грамматики, лексики, орфографии, графики, орфоэпии, развития речи, культуры устной и письменной речи) и позволяет решать в комплексе основные задачи образовательной области «Филология».

В учебнике «Русский язык» (1 класс) выделены пять больших разделов курса русского языка: «Наша речь», «Текст, предложение, диалог», «Слово, слова, слова…», «Слово и слог. Ударение», «Звуки и буквы».

Учебник по русскому языку является ведущим средством обучения предмету “Русский язык”, реализующим требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО. Учебник выполняет в процессе обучения следующие функции:

Познавательная функция. Учебник по русскому языку, наряду со словом учителя, является важнейшим источником информации о языке.

Преобразующая функция. Научные знания не могут быть включены в школьные учебники по русскому языку без изменений. Они должны быть приспособлены для развития умений и навыков учащихся по русскому языку, формирования у них учебно-познавательной деятельности.

Развивающая функция. В учебниках представлены задачи репродуктивного и продуктивного характера, направленные на достижение как предметных, так и метапредметных, и личностных результатов.

Воспитательная функция. Содержание учебника способствует привитию любви к русскому языку, формированию нравственных качеств личности.

Организационная функция. Современные учебники по русскому языку позволяют реализовывать различные методы и формы обучения (в том числе – дифференцированный подход, работу в парах и группах).

Функция самообразования. Учебник призван оказывать учащимся помощь в усвоении учебного материала: самостоятельно восполнять пробелы в знаниях и умениях; учить принимать, сохранять учебную задачу; планировать свои действия; контролировать и оценивать их; вносить коррективы в их выполнение; осуществлять самоконтроль. Совокупность названных умений составляет умение работать с учебной книгой как источником информации, которое относится к числу основных познавательных умений.

Учебник включает следующие компоненты:

а) теоретические сведения о языке;

б) аппарат организации практической работы (вопросы, задания, материал для наблюдений, иллюстративный материал, схемы, таблицы, справочный аппарат, памятки);

в) аппарат ориентировки (оглавление, нумерация, заголовки, указатели, условные обозначения, сокращения) [1].

Вернемся к характеристике самого учебника. Итак, в каждом разделе выделены темы. Так, один из самых значительных разделов — это раздел «Звуки и буквы», который включает 12 тем: «Звуки и буквы», «Русский алфавит, или Азбука», «Гласные звуки», «Согласные звуки» и др. Каждая новая тема раскрывается на основе опыта, приобретённого учениками в период обучения грамоте, представляет систему упражнений, направленных на осознавание первоклассниками доступных их возрасту правильных научных представлений об изучаемых понятиях, правилах, закономерностях, их роли в речи.

Языковой материал каждой темы структурирован следующим образом: общая целевая установка на изучение темы → конкретизация задач в начале каждого урока (темы) → реализация поставленных задач через систему методического аппарата учебника и «Рабочей тетради» → проверочные задания.

Проиллюстрируем это на примерах.

Общая целевая установка на изучение темы. Например, выделена тема «Язык и речь» (с.6) и задана её целевая установка в виде вопроса-задачи операционного характера: «Для чего нужна речь?», т.е. учащимся предлагается проанализировать зачем нам нужна речь и какие способы выражения речи существуют.

Конкретизация задач в начале каждого урока (темы). На этом этапе происходит обсуждение целевой установки и формулирование конкретных задач урока, при этом ученики могут высказать свои предположения о решении этих задач на основе имеющегося у них опыта, приобретённого в период обучения грамоте [2].

Реализация поставленных задач в содержании урока (темы, раздела) происходит через систему методического аппарата учебника и «Рабочей тетради» (упражнений, вопросов, заданий, пояснений, памяток, алгоритмов, правил и др.), которая направлена на включение младших школьников в деятельное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться [2].

В работе по развитию речевой деятельности учащихся большое значение имеет обогащение их словарного запаса. Языковой материал учебника позволяет ежеурочно обогащать лексику учащихся. При изучении той или иной темы дети знакомятся с новыми словами, узнают их значение. Так при изучении темы «Слово» лексика детей обогащается словами, которые можно было бы отнести к разным временам года. Ученики не только находят среди данных такие слова, но и по желанию могут определить настроение, которое возникло у них при чтении того или другого слова. Языковой материал текстов учебника способствует развитию у младших школьников творческого и воссоздающего воображения. Читая поэтические строки, учащиеся воссоздают в воображении картины, навеянные этими строками. Упражнения учебника заставляют задуматься над значением слов, уместностью их употребления в речевых ситуациях. Например, при изучении темы «Сочетание ЧК, ЧН», читая строки из стихотворения А. Блока «Вербочка», дети размышляют над тем, когда мы так говорим: верба и вербочка, свечка и свечечка [4].

Младшие школьники знакомятся с этимологией ряда слов: как появилось слово в нашем языке, из какого языка оно пришло. Так выполняя упражнение № 48 (2-й класс), дети узнают, что в слове карандаш первая часть – «кара» – означает чёрный, а вторая – «даш» – означает камень. Этимология этого слова помогает детям правильно написать непроверяемую безударную гласную «а» в корне слова. В других упражнениях дети узнали, что слово «пальто» пришло к нам из французского языка, познакомились с образованием слова «алфавит» или «азбука», узнают, почему снегиря так назвали, что означает слово «фамилия». Обращение учащихся к истории отдельных слов позволит им внимательнее относиться к словам родного языка. С первого класса дети знакомятся с многозначностью слов. Рисунки и тексты упражнений помогают им создать конкретные образы, воспринять значения многозначных слов. Выполняя подобные упражнения, учащиеся соотносят предметы, изображённые на рисунке, с их названиями и делают вывод, что все предметы похожи по какому-то признаку и названы одинаково, хотя обозначают разные предметы. Также в 1-м классе дети знакомятся с синонимами и антонимами. Во 2-м – 4-м классах в процессе выполнения практических заданий уточняется и углубляется представление учащихся о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, синонимах и антонимах [4].

В учебнике используются различные способы представления новой информации (введение нового знания). Их выбор зависит от специфики языковых фактов и явлений, особенностей учебной задачи и обусловлен также возрастными особенностями учащихся.

Большое значение в усвоении знаний имеет графический (таблицы, схемы, звуковые модели) и иллюстративный (предметные и сюжетные рисунки, фотографии) материал учебника, который предназначен для разъяснения, конкретизации, наглядного представления фактов и сведений о языке, развития устной и письменной речи, активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников [6].

Ученики рассматривают рисунки и читают текст, осмысливают содержание текста (в тексте рассказывается о том, как мальчик укрыл птенцов от дождя кепкой, а потом о них заботился), определяют главную мысль (мальчик спас птенцов от гибели), высказывают мысль о том, как бы они поступили на месте мальчика, всегда ли так надо поступать, придумывают к тексту заголовок, соотносят текст с рисунками и записывают только те предложения, которые соответствуют им.

В учебниках много упражнений, предлагающих создание собственных речевых высказываний, что позволяет развивать не только устную, но и письменную речь учащихся: создание текста по заданному слову, предложению, пословице, рисунку и вопросам на заданную тему, составление продолжения текста и прочее [6].

Таким образом, осуществленный нами анализ содержания учебников по русскому языку, предназначенных для младших школьников, позволяет сделать вывод о том, что на основе материалов УМК Русский язык «Школа России» возможно формирование личностных универсальных качеств младших школьников, их коммуникативных, познавательных и социальных компетенций. Этому способствует система упражнений и творческих заданий, связанных с духовно-нравственной тематикой.