Рост человеческого капитала

Публикация

Автор публикации: Гульнабат Сапарова
студентка Туркменского государственного института экономики и управления

 

Рост человеческого капитала

Аннотация: активное развитие научно-технического прогресса, появление современных информационно-коммуникационных технологий оказывают влияние на национальную экономику, в основании которой находятся знания и компетенции, получаемые выпускниками учебных заведений. Основой экономики является человеческий капитал, конечным потребителем которого является общество.

Ключевые слова: экономика знаний, экономика инноваций, человеческий капитал.


Активное развитие научно-технического прогресса, глобализация и интернационализация экономических отношений, оказывают большое влияние на экономику и образование. Появление современных инновационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), «оцифровка» многих процессов жизнедеятельности общества привели к трансформации экономики, в которой появились новые наукоемкие направления и отрасли, для работы в которых требуются сотрудники с высоким уровнем знаний и соответствующей квалификацией. Не осталась в стороне от проводимых новаций и экономическая наука – появились публикации, предлагающие новую терминологию, модели и методы исследования экономических процессов как в национальной, так и в мировой экономике.
Научного термина «экономика XXI века», принадлежащими к разным научным школам, показал его широкую вариативность: долевая экономика, интеллектуальная экономика; креативная экономика; новая экономика; умная экономика; экономика инноваций; экономика, основанная на знаниях; экономика, основанная на информации и знаниях; экономика человеческого капитала (потенциала) и т. д. Рассмотрим некоторые трактовки экономики XXI века:
− интеллектуальная экономика, это разумная экономика, ориентированная не только на удовлетворения материальных потребностей человека, но и на удовлетворение нравственных и духовных потребностей людей, обеспечивающая устойчивое развитие и социальное партнерство ;
− инновационная экономика, это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на восприятии новых идей, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности ;
− новая экономика – тип рыночной экономики, основанной на доминировании нематериальных активов и использовании ИКТ, ориентированной на сетевое взаимодействие хозяйствующих субъектов и сокращение их упущенной выгоды для создания ценностей конечных потребителей блага посредством управления потоками единичных видов продукции и услуг ;
− экономика знаний представляет собой тип экономики, в котором производство, распространение и использование знаний играют ключевую роль, и для нее характерно превалирование информационных, интеллектуальных и инновационных факторов в структуре производства.


Исследуя содержание и сущность экономики XXI века, экономисты отождествляет ее развитие с человеческим капиталом, подчеркивая их взаимосвязь и взаимозависимость, и делает акцент на необходимость создания благоприятных условий для расширенного воспроизводства индивида. В современных условиях устойчивое развитие экономики находится в зависимости от стабильного создания, распространения и использования знания, что в свою очередь невозможно без развития человеческого капитала. На современном этапе, общество стало напрямую зависеть от знаний, полученных выпускниками учебных заведений, что в конечном итоге и привело к повышенному вниманию как органов публичной власти, так и работодателей к формированию человеческого капитала, который включает в себя различные виды нематериального капитала, имеющего разную трактовку: виртуальный, духовный, интеллектуальный, организационно-предпринимательский, социальный и т. д. капитал. Предметом исследования в теории человеческого капитала являются способности, навыки и умения человека, их качество и степень возможной отдачи. Накопление человеческого капитала является основным фактором ускоренного экономического развития, в рамках концепции постиндустриального или информационного общества. В свою очередь, человеческий капитал также выступает в виде обобщающей характеристики индивида, состоящей из физиологической, интеллектуальной, организационной, финансовой, территориальной и т. д. компонент. Расширение наукоемких отраслей экономики, ее интеллектуализация предъявляют расширенные требования к квалификации работников, подчеркивая значение непрерывности образования, приобретения новых навыков, что напрямую связано с инвестициями индивида в получение знаний для повышения своей востребованности на конкурентном рынке труда. Всемирный банк ежегодно публикует индекс экономики знаний (Knowledge Economy Index – KEI) – комплексный показатель оценки эффективности использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития, характеризует уровень развития страны или региона по отношению к экономике знаний. KEI представляет собой оценку результатов от 0 (худший) до 10 (лучший) по странам, и включает 4 взаимосвязанных компонента (образование, инновации, ИКТ, экономический и институциональный режим), первые три из которых образуют Индекс знаний (Knowledge Index – KI), рассчитываемый отдельно для каждой страны или региона. Для количественной оценки человеческого капитала используется человеческий потенциал, который имеет свою методику расчета, классификацию и рейтинг по странам, и представляет собой среднеарифметическое значение, учитывающее ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и доход. Понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП – Human Development Index (HDI)), введено в 1990 г. в «Докладе о человеческом развитии» Программы развития ООН (ПРООН) в котором отмечено – национальное развитие должно измеряться не только доходом на душу населения, но также показателями, учитывающими здоровье и образование. В дальнейшем были введены дополнительные индексы для учета других измерений человеческого развития, в 2010 г. введены индексы для оценки бедности, неравенства, гендерных прав и возможностей. Исследуемые государства делятся на группы: с очень высоким; с высоким; со средним; с низким уровнем человеческого развития. Значение индекса варьируется в диапазоне от 1,0 до менее 0,5. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что образование является ключевым фактором в социально-экономическом развитии современного общества и становится основным вектором экономики XXI века, в основании которой находится человеческий капитал.

Список литературы
1. Алексеева С.А. Экономика знаний и человеческий капитал // Обучение иностранным языкам: от профессионализации к профессионализму. Материалы научно-методического межвузовского семинара 11 ноября 2009 г. – М.: МГИМО-Университет, 2010.
2. Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: Кнорус, 2017. – 316 с.
3. Мокроносов А.Г. Человеческий капитал или человеческий потенциал / А.Г. Мокроносов, Ю.В. Крутин // Идеи и Идеалы. – 2017. – №2 (32). – Т. 2. – С. 80–89. 7. Наумов Е.А. Интеллектуальная экономика и устойчивое развитие в свете теории институционального конструктивизма / Е.А. Наумов, А.А. Понукалин, А.Е. Бенуа // Устойчивое развитие: наука и практика. – 2013. – №1 (10) [Электронный ресурс]. 
4. Огородников П.И. К вопросу о типологии новой экономики / П.И. Огородников, А.Б. Тасмаганбетов, А.П. Тяпухин // E-Management. – 2019. – №1. – С. 60–77 [Электронный ресурс]. 
5. Программа Всемирного банка «Знания для развития»: индекс экономики знаний и индекс знаний [Электронный ресурс].

Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.