Menu

Система формирования приемов ключевых компетенций в курсе географии России.

Автор публикации: Лушина Любовь Сергеевна
МАОУ Гимназии №2
Учитель географии

Публикация

 

Тема: Система формирования приемов ключевых компетенций в курсе географии России.

  Выдающийся мыслитель прошлого века Э.Тоффлер в одной из своих работ высказал мысль о том, что если вчера если вчера грамотным человеком считался тот, кто умел читать, то завтра грамотным человеком будет тот, кто умеет учиться.

  Совместные усилия философов, психологов, социологов, специалистов по информационным технологиям и практикующих педагогов открыли период осмысления процессов, происходящих в обществе, сознании индивидуума, технических средствах, коммуникаций, распределении и хранении информации, период воздействия этих процессов на общее образование. Они увидели в этих процессах нечто, напрямую относящееся к взаимодействию школы и ученика, учителя и ученика, учителя и учителя и т.д. Они увидели иную, новую цель школы.

  И так, всё выше сказанное непосредственно доказывает ещё раз, какое значение в современной школе имеет деятельность учителя-предметника в совершенствовании уровня образования школьников. Бесспорно, что конечным результатом работы преподавателя являются личные, индивидуальные достижения учащегося. Под индивидуальными достижениями учащегося понимается вся совокупность образовательных достижений, позволяющих ему успешно специализироваться в обществе, быть конкурентоспособным и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных средах жизнедеятельности. 

  Понятие «индивидуальные достижения» тесно связано с понятием «компетентность» и «компетенция». По определению, компетентность (competency) – выраженная способность применять свои знания и умения. Компетентность выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях. Она проявляется в личностно ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. А компетенция (competence) выражается в способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Данные определения доказывают нам, что компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определённой области.

  В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ «ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ», при внедрении новых федеральных образовательных стандартов неизбежно меняются цели, задачи и содержание всего образования школьника. Особое значение приобретает формирование социальных ключевых компетенций личности, обеспечивающих ее эффективную самореализацию и самоадаптацию в быстро меняющемся обществе, в динамично развивающейся экономике, основанной на знаниях и инновационных технологиях.

  Реализация новой образовательной парадигмы, основанной на компетентностном подходе, принципиально изменит роль педагога, который из транслятора готового знания превращается в организатора условий, способствующих развитию общей культуры учащихся, их самоактуализации и самоопределению.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего среднего образования (5-9-е классы) дает следующее описание выпускника основной школы: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»).

  Любящий свой край и свою родину, знающий родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции; 

Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 

Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; 

Имеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; 

Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; 

Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; 

Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; 

Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. 

  Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый краеведческий курс.
  Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Существуют учебники отличаются по своей структуре, объему содержания, методическому аппарату. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.
Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся.

  Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций, выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.

  Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно- образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками.

  «Организация групповой работы как условие формирования ключевых компетенций на уроках географии».
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе,
таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». 

  Групповая работа является ярким примером формирования ключевых компетенций.
Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков. Конечные цели групповой формы работы можно определить так:
Образовательная – получение знаний за наиболее короткий срок путем перераспределения материала отдельных тем курсов;
Воспитательная – способствование сплочению коллектива, выравнивание знаний учащихся;
Развивающая – отработка практических умений, требуемых программой.

В. А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог сказал: «Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися».

  В настоящее время возросла роль групповой работы как условия формирования ключевых компетенций а уроках географии. Наиболее данная методика приемлема на уроках географии в 8-11 классах. Каковы положительные результаты проведения уроков с используемой групповой методикой? 

В 8-9 классах школьникам предоставляется большая возможность быть самостоятельными; 

Учитель не находится в стороне, он немного руководит, консультирует школьников; 

У учащихся возникает неподдельный интерес к приобретению новых знаний; 

Развивается чувство коллективизма, сотрудничества, дружбы; 

Учащиеся ощущают доверие, оказываемое им учителем, самостоятельной подготовке к уроку и его проведению;

 Развиваются практические навыки при работе с различными источниками; 

Не последнюю роль играет развитие и умение применять информационные знания; 

Развивается культура речи и многое другое, умение говорить перед обществом; 

Школьники учатся оценивать и диагностировать свою работу и работу своих товарищей.

Share on facebook
Facebook
Share on google
Google+
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn
Share on odnoklassniki
OK
Share on vk
VK