Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС

Автор публикации: Павлова Татьяна Аркадьевна
Республика Марий Эл
МОУ "Обшиярская ООШ"
учитель географии

Публикация

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Формы работы с одаренными детьми

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы — урочную и внеурочную. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. 

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности: 

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов. 
В Федеральном государственном образовательном стандарте акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Перед каждым из педагогов, в том числе и внеурочной деятельности, стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

В рамках введения ФГОС второго поколения образовательные программы должны обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Отрадно, что стандарты второго поколения направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка, и особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — в том числе одаренных и способных детей.

Одна из форм работы с одарёнными детьми — научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, творческие способности, навыки проектно- исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость от отступления от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Профессор К. К. Платонов писал: «Одаренность — генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». И от того, какой деятельностью занимается ребенок, зависит развитие его потенциальных способностей. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

         Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных и высоко мотивированных детей и реализацию их потенциальных возможностей.

Важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение задачи развития способностей каждого ребенка — это введение новых государственных образовательных стандартов.

     Согласно ФГОС второго поколения учебно-воспитательный процесс необходимо направить на создание условий для развития личности каждого ребенка. На первый план выходит поисково-творческий характер обучения -личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).

Понимая необходимость выполнения данного направления перед педагогами школы были поставлены следующие задачи:

— создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; создать банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся;

— организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;

— способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

Педагоги нашей школы стремятся к достижению следующих целей:

  —  раскрытие творческого потенциала личности;

  — развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.

        Работая в данном направлении, учителя школы руководствуются следующими нормативным документами, программами, ЦОР:

образовательная программа школы;

Программа «Одаренные дети»;

Программа воспитательной работы  

Программа внеурочной деятельности;

Медиаресурсы , образовательные ресурсы, возможности Интернета.

        Составляя программы по предметам и воспитательную программу классного коллектива, педагоги уделяют особое внимание работе с одаренными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

Реализация программы воспитательной работы для школьников;

Внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по русскому языку, литературе, иностранному языку, математике и др.);

Участие в школьных и муниципальных, районных  предметных олимпиадах,  конкурсах (по русскому языку, математике, литературе, английскому языку и т.д);                                                                                            

Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 1 -9 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита;

Участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;

Школьные, муниципальные, районные спортивные соревнования, марафоны, конкурсы ( «Папа, мама, я – спортивная семья» «Веселые старты» и т.п.)

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого учащегося.

Предметные недели включают в себя ряд мероприятий, цель которых выявить более способных учащихся в той или иной предметной области. На ряду с общешкольными проходят различные классные мероприятия. Традиционно в рамках предметных недель проходят сначала классные олимпиады, а потом и школьные. Из победителей школьных предметных олимпиад формируется состав команды для участия в районной олимпиаде.

Отдельно в программе хочется выделить такой момент, как участие в олимпиадах: школьного, районного, всероссийского и международного уровней. Не секрет, что победа в любой олимпиаде – это и есть высший показатель детской одаренности. Поэтому, наша школа с удовольствием участвует в них.

Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей.

        Мы поощряем детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио.

Всем известно, что одной из функций портфолио является создание условий для анализа личных достижений и результатов школьника-обучающегося в различных областях школьной и внешкольной жизни и творчества; т.е накопительная оценка успешности. Таким образом, нам легко отследить уровень ученика.

         Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,  важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Литература:

1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. — №6. — С.4-30.

2. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально–образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3. – С. 8-17. 1.

Share on facebook
Facebook
Share on google
Google+
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
LinkedIn
Share on odnoklassniki
OK
Share on vk
VK