Современные подходы в организации исследовательской деятельности обучающихся по английскому языку

г.Ставрополь
ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»
преподаватель иностранного языка

Публикация

 

Тема: «Современные подходы в организации исследовательской деятельности обучающихся по английскому языку»
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..4
Глава I.Теоретическое обоснование исследовательской деятельности…………7
 1.1.Этапы работы в исследовательской деятельности учащихся………8
Глава IIВзаимодействие ученика и учителя – эффективный способ достижения поставленной цели в исследовательской деятельности11
 2.1.Роль учителя в развитии исследовательской деятельности учащихся11
 2.2.Значимость написания исследовательской работы для учителя и учащегося12
Глава IIIОрганизация исследовательской деятельности учащихся по английскому языку13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………20

 

Введение

  «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Я. Коменский

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Она направлена не только на передачу определенного набора знаний, умений и навыков, но и интеллектуальное и нравственное развитие личности. Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках программы подготовки в колледже изучение всех предметов в полном объеме. Поэтому возникает необходимость выхода за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника. Творчество немыслимо без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности учащихся — одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, это наличие у них потребности узнавать новое.

Задача преподавателя — помочь студенту стать свободной, творческой и ответственной личностью. Какие они — современные студенты? Какие у них стремления? Что они могут, на что способны? Во — первых, современные ученики обладают совсем отличным от нашего набором ценностей, они более эгоцентричны, требуют, чтобы уважали их интересы и практически не задумываются о том, что в век информационных технологий они теряют одну из самых главных составляющих в жизни — это умение размышлять, анализировать, аргументировано доказывать свою точку зрения, практически не владеют набором слов, логически связывающих предложения в беседе, используя просторечные выражения.

Новизна: Исследовательская деятельность включает в себя материал, не содержащийся в базовой программе, поэтому расширяет кругозор и творчество детей в школе. Это способствует умению учащихся самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекать знания из различных областей, уметь прогнозировать результат своей деятельности, вести разного рода исследования.

В основе стандартов второго поколения лежит системно — деятельностный подход, в основе которого предусматривается участие студента в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда знания не преподносятся в готовом виде, а самостоятельно добываются в ходе проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время. Именно в этом и заключается актуальность работы. По нашему мнению, способов развития интеллектуально-творческого потенциала личности студента много, но собственная исследовательская практика и создание своих проектов — один из самых эффективных.

Анализируя данное состояние вещей, становится очевидным необходимость организации исследовательской работы с учащимися. Научно — исследовательская деятельность — одно из направлений организации внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения.

Цель данной работы: формирование учебно-познавательной компетенции студента посредством участия в исследовательской деятельности по английскому языку на основе использования в своей работе современных подходов обучения.

Для достижения данной цели, нами были поставлены следующие задачи:

— изучить литературу по данной теме;

— включить учащихся Ставропольского Базового Медицинского Колледжа в процесс самообразования и саморазвития;

—  расширить их кругозор в области английского языка;

— научить ребят работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;

— содействовать самообразованию и профессиональному самоопределению студентов Ставропольского Базового Медицинского Колледжа.

При написании работы были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.

Объектом исследования является исследовательская деятельность обучающихся,

предметом – учебно-познавательная компетентность в области английского языка.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что участие студентов в исследовательской деятельности по иностранному языку сможет положительно повлиять на уровень познавательной активности и предметной мотивации.

Практическая значимость данной работы в том, что рекомендации в области исследовательской деятельности могут быть использованы любым преподавателем, как на уроках, так и во внеурочной работе по любому предмету.

 

 Глава I. Теоретическое обоснование исследовательской деятельности

Система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования. В центр учения ставятся образовательные интересы учащихся, современные исследовательские подходы к обучению, отражающие индивидуальные потребности учащегося.

Основная цель школы — обучение, ориентированное на развитие. Важнейшая задача школы — научить студента самостоятельно учиться.

Исследовательская деятельность как нельзя лучше отвечает этим требованиям. В современных условиях возрастает роль исследовательской деятельности учащихся, которая становится важным фактором интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения.

Исследование понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений. По мнению М. В. Кларина «это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем».[1] При этом,  в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности обучающихся. Исследовательская деятельность — это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.

Особое внимание в научно-исследовательской деятельности уделяется учителю. Он перестает быть основным источником информации для обучающихся и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного учителя — управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность — это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Приобщаясь к исследовательской работе, учащимся следует двигаться по своеобразной лесенке: от простого к сложному, от определения и фиксации конкретной проблемы до создания научных работ, от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности.

Главная цель НИД — самореализация личности обучающегося на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (преподавателя) происходит развитие личности учащегося в трех направлениях: самосовершенствование, самопознание и самовоспитание.

В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества студента:

— навык самостоятельной исследовательской деятельности;

— навык работы с научно-познавательной литературой;

— инициатива и творчество;

— использование, расширение и углубление предметных знаний;

— навык совместной работы с участниками исследования;

— самоутверждение обучающихся в данной предметной области.

  • Этапы работы в исследовательской деятельности учащихся

Приступая  к написанию научно — исследовательской работы, необходимо изучить необходимую литературу по данному вопросу. Поначалу может сложиться впечатление, что трудно найти  в большом количестве книг, газет и журналов именно то, что надо по теме. Это затруднение будет достаточно  легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками.

Работая с литературой по теме, обучающийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал. Он должен различать: просмотровое чтение, ознакомительное (выборочное) и изучающее чтение. Освоенный алгоритм работы позволит студенту в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.

Существует несколько видов научно — исследовательских работ учащихся: информационно — реферативные, экспериментально – творческие, натуралистические и описательные, исследовательские и проблемно — реферативные.

Информационно — реферативные — это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой — либо проблемы.

Проблемно — реферативные — это творческие работы,  написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментально — творческие — это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.  Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого — либо явления, могут иметь элемент научной новизны.

Исследовательские – это творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредсказуемость результата, который могут дать исследования.

Принято считать, что оформление — незначительный, чисто формальный этап               создания  рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление        результатов исследования — один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике — это 30% успеха, а вот правильно ее оформить, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования — это 70 % работы.

Академик Остроградский писал: «Хороший учитель  рождает хороших  учеников». Современный учитель является важнейший фигурой в организации  педагогического процесса. От его профессиональной  пригодности, педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной   деятельности  зависит эффективность педагогической системы. Научно-исследовательская деятельность — это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.

 

Глава II. Взаимодействие ученика и учителя – эффективный способ достижения поставленной цели в исследовательской деятельности

  • Роль преподавателя в исследовательской деятельности обучающихся

Исследовательская работа в среднем специальном учреждении предполагает тесное взаимодействие студента и преподавателя. В этой связи возникают две крайности — полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность — это его работа и реализация его собственных идей. Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с преподавателем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно. Только совместная с преподавателем деятельность в ходе всего исследования даст студенту возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями. Для того чтобы преподаватель стал руководителем исследовательской деятельности и передать свой опыт учащимся, он должен уметь:

— владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов,

— уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся;

— уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом;

— устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск;

— уметь интегрировать знания из различных научных областей.

Роль преподавателя различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

I этап  — диагностика и выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль преподавателя здесь является доминирующей. Взаимодействие преподавателя и учащихся тесное.

II этап — определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе преподаватель уже выступает в роли консультанта. Роль преподавателя не является доминирующей.

III этап — выполнение работы. Преподаватель является консультантом. Студенту предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап — защита. На этом этапе преподаватель и студент являются равноправными партнерами.

На этапе самоанализа студенты и преподаватель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. Учебная дисциплина «Иностранный язык» имеет беспредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки.

 

2.2. Значимость написания исследовательской работы для преподавателя и студента

В каждом учебном заведении, так и в колледжах, учащиеся, которых не удовлетворяет работа с учебно-методическим пособием, им неинтересна работа на паре, они читают специальную литературу. Поэтому важно именно в колледже выявить всех, кто интересуется различными областями науки, вывести их на дорогу поиска в науке и в итоге помочь наиболее полно раскрыть свои способности. С этой целью и проводится исследовательская работа в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать студенту возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. По мнению самих учащихся исследовательская деятельность позволяет проявлять творческую активность в жизни школы, более осознанно относиться к своему будущему.

Работа над НИР дает не только студенту возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт работы преподавателя. С каждым годом совместной работы преподаватель не только продвигается вперед в своем педагогическом развитии, но и для себя узнает много новых и интересных вещей.

Важно продумать систему поощрений за активную исследовательскую деятельность учащихся. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены, хотя поощрение может носить чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы) заставляет студентов трудиться усерднее.

При оценивании исследовательских работ студентов необходимо обращать внимание на следующие моменты:

— работа должна быть выполнена самостоятельно;

— ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов;

— Интернет может быть использован только как помощник при самостоятельном исследовании;

— работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора;

— работа должна иметь практический и теоретический интерес.

— учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.

Трудность написания исследовательских работ заключается в том, что учащиеся порой не имеют достаточной теоретической базы ни в библиотеках школы, ни дома. Приходиться активно использовать статьи из Интернета, находить нужный материал, анализировать, обобщать его и затем применять при исследовании. Гораздо продуктивнее было бы для студента сходить в солидную библиотеку, поискать в каталоге нужную литературу по языкознанию, теории перевода, лексикологии, грамматике, стилистике, выделить для себя значимые моменты и затем приступать к работе над проектом.

Создание ученической исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У учащихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие способности. Исследовательская работа помогает глубже осмыслить другие дисциплины, лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке и овладеть универсальными учебными действиями.

При организации ученической исследовательской деятельности в конце работы необходимо провести рефлексию, хотя анализ и самооценка могут вызвать незначительные трудности, так как рефлексивные способности в этом возрасте находятся в стадии формирования. Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы преподаватель получил обратную связь, но и для того чтобы сам учащийся закрепил новые знания, перестроил свои представления, включив в них новые понятия.

Глава III. Организация исследовательской деятельности обучающихся по английскому языку

В настоящее время английский язык имеет глобальное распространение. Насущной потребностью ХХI века становится свободное владение английским языком всеми народами мира в качестве второго, а не иностранного языка. Перед системой образования стоит задача обучения иностранному языку как языку межкультурного общения и в первую очередь в его обращении к области русской культуры. Понятие «язык межкультурного общения» универсально, поскольку любому языку приходится вступать в контакты с иноязычными культурами. Ни одна культура не может ограничивать себя лишь своим языком и оставаться в изоляции. Следует использовать ведущие современные языки, в первую очередь английский, как для элементарных контактов, так и для популяризации своей культуры. В эпоху глобального билингвизма в образовании стоит проблема умелого использования английского языка с минимальными потерями в ситуациях, связанных с русской культурой. На данном этапе при изучении языка внимание в основном сосредотачивается на англо — американской культуре. Для устранения этого недостатка педагогам необходимо формировать у школьников словарь языковых единиц, обозначающих элементы иноязычных культур. Необходимо чтобы учащиеся знали основы мировой культуры, географию мира, умели вести по-английски разговор о семи чудесах света (Seven Wonders of the Word) , об Архимеде (Archimedes) , который воскликнул «Эврика!» ( ‘Eureka!’) , сделав свое открытие. Эту проблему можно свести к простой формуле In English about Russia. В учебниках для общеобразовательных школ ей уделяется мало внимания.

Опыт показывает, что учащиеся не знают английского названия великой европейской реки Дунай (Danube), не знают также англоязычные названия знакомых всеми детям мира сказок Андерсена «Дюймовочка» (The little Match Girl) или «Гадкий утенок» (“The Ugly Duckling”). Чаще всего учащиеся передают русские слова и выражения на английский с помощью формальной транслитерации, когда буквы русского языка заменяются буквами латинского алфавита. Это приводит к тому, что наблюдаются искажения в процессе перевода.

Попросите студентов написать распространенную фамилию «Соловьев» и вы получите полдюжины вариантов Solovyov, Soloviov, Solov’ev и т.д. Рассмотрите внимательно отечественные почтовые марки и вы обнаружите надпись «Rossija». Это выполнено в соответствии с системой транслитерации, но на уроках английского языка мы учим детей употреблять слово «Russia» при написании писем. Чтобы не допускать подобных ошибок и умело использовать английский язык в процессе преподавания необходимо вести обучение основам мировой культуры, географии России, истории России, литературе и искусству, традициям и быту через написание исследовательских работ, рефератов и проектов на факультативных занятиях с использованием информационных технологий.

Всем известно, что английский язык «правит» миром электроники и бизнеса. Многое в британском образе жизни – книга за семью печатями. Английский язык пополняется словами из многих языков, и в свою очередь оказывает влияние на языки народов других стран. География его настолько расширилась, что стало невозможно существование одного варианта с единой грамматикой и речью. В разных точках мира постепенно образуются национальные оттенки в употреблении тех или иных слов, которые упрощают и несут в себе особенности территорий их распространения. Необходимо изучать тонкости английского языка, чтобы не допускать потерь в ситуациях, связанных с русской культурой. Для решения этой проблемы учащиеся и пишут исследовательские работы. Они дают им радость познания, раскрывая их индивидуальные, творческие и познавательные способности. Английский язык при этом выполняет роль межкультурного общения.

Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникационных технологий, Интернет-ресурсы помогают повысить мотивацию и познавательную активность учащихся. Современный компьютер дает возможность учащимся проявлять творческие способности и участвовать в различных конкурсах.

С 2010 года мои ученики состоят в лицейском научном объединении «Глобус», принимают активное участие в научно – практических конференциях разного уровня и занимают призовые места. Работы учащихся посвящены вопросам истории и этимологии изучаемого языка, вопросам истории и культуры страны изучаемого языка, вопросам грамматики, сопоставительному анализу изучаемых языков.

Научный проект для исследования учащиеся выбирают самостоятельно. Чаще всего при изучении той или иной темы возникают вопросы, которые невозможно решить в рамках школьной программы. Так возникает проблема для исследования, решение которой требует немалого времени. В течение летних каникул учащиеся изучают научную литературу, ведут социологический опрос населения, выясняют некоторые особенности национальной культуры, решают поставленные в работе задачи. Затем они обобщают полученные факты, делают заключения и выводы, составляют словари.

Чтобы научно — исследовательская работа школьника была успешной, учащиеся должны соблюдать пять правил «П»:

  1. Проблема
  2. Поиск
  3. Проектирование
  4. Продукт
  5. Презентация.

При оформлении работы используются информационные технологии. Проект, сделанный на основе информационных технологий, многогранен, эффективен, перспективен и неисчерпаем. В процессе работы учащиеся стремятся к развитию своего интеллекта. У них появляется активный интерес к изучению языка. Выполняя проектные задания, слайдовые презентации на английском языке на электронных носителях, учащиеся одновременно отрабатывают навыки работы с компьютером. При написании научного проекта учащиеся формулируют проблему, находят информацию, проводят статистическую обработку результатов, делают выводы, готовят презентацию. Они отрабатывают не только основные пользовательские навыки, но и развивают умения самостоятельной работы. Научно-исследовательские работы помогают детям раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность. Использование информационных технологий в учебном процессе способствуют формированию положительной мотивации. Проекты расширяют кругозор детей и повышают интерес в изучении иностранного языка.

Организация исследовательской деятельности по английскому языку — это перспективный путь развития учащихся. И для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим, учителю самому необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что, когда позволяется студенту самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую необходимо целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности гарантирует успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.

 

Заключение

Реалии современности доказывают необходимость развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся. Как это ни банально звучит, но это вызов и требование постиндустриальной эпохи. На смену торжествующей в течение вот уже 150 лет точки зрения, согласно которой источником богатства является процесс индустриального производства, приходит понимание, что в современной эпохе основным источником богатства становится знание.

Учебно-познавательная компетентность рассматривается в лицее как системообразующий стратегический приоритет образовательного процесса. Современное представление о лицее связано с социальным заказом на развитие универсальных способностей, под которыми понимается склонность к обучению вообще. Наш выпускник, исходя из концепции всего образовательного учреждения, должен иметь следующие качества:

  • развитый интеллект, способность к длительному труду;
  • сформированное мировоззрение;
  • построенная система ценностей, адекватная гуманистическим идеалам;
  • толерантность;
  • развитое рефлексивное сознание, умение учиться;
  • умение пользоваться свободой выбора, понимать свободу как ответственность, создавать программу реализации проекта;
  • культура мыслительной и речевой деятельности отношений, эстетическая и правовая культура;
  • креативность.

Формирование исследовательских навыков при обучении английскому языку способно помочь глубже узнать изучаемый язык, повысить мотивацию учащихся, увидеть практическое применение ИЯ в современном мире.

Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования, т.к. только в этом случае удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.

Важно учитывать как интересы, так и интеллектуальные возможности и способности учащихся.

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами», — сказал Ш.А. Амонашвили.

Сказать, что преподаватель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности и сам стремится к ней.

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK