«Спортивные игры»

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО спортивно – оздоровительного направления

Автор публикации: Смирнова Марина Владимировна
РК г.Петрозаводск МОУ "Средняя школа №20"
Учитель физической культуры

Публикация

 

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО спортивно – оздоровительного направления    «Спортивные игры»

Срок реализации программы: 5 лет

Программа для учащихся 5-9 классов

Учитель физической культуры

Смирнова Марина Владимировна

                                                       

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Спортивные игры» в 5-9 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и концепцией физического воспитания.

Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе,  на заседании педагогического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  для обучающихся 5-9 классов.

Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей.

Курс  введён  в  часть  учебного  плана, формируемого  участниками образовательного  процесса  в  рамках  спортивно-оздоровительного  направления.

       Новизна  данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Рекомендована учителям физической культуры общеобразовательных учреждений.

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся  в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление.

Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

Материал  программы  предполагает  изучение  основ  трёх  спортивных  игр: баскетбола, волейбола,  футбола  и  даётся  в  трёх  разделах: основы  знаний, общая  физическая  подготовка  и  специальная  техническая  подготовка.

Материал  по  общей  физической  подготовке  является  единым  для  всех  спортивных  игр  и  входит  в  каждое  занятие  курса.

Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.

Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры» содержит:

– пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;

– описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий;

– планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности;

-требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности;

– способы проверки результатов;

– материально-техническое обеспечение;

– тематическое планирование, состоящее из учебно-тематического  плана и содержания программы по годам обучения;

– список литературы;

– приложений:  

№1 Диагностика уровня воспитанности,

№2 Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы,

№3 Социометрия,

№4 Игры на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.

Нормативно-правовой базой программы  внеурочной деятельности «Спортивные игры» являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. ФГОС ООО,  утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  3. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5 – 9 классы М. «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения);
  4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
  5. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача  РФ от 29.12.2010 №189 (в редакции от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  7. Приказ  Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  8. Приказ  Минобрнауки России от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и учебных помещений»;
  9. Основная образовательная программа основного общего образования Учреждения.

В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников:

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена   преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника  вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

Цель и задачи программы


           Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Спортивные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.

Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.

Цель конкретизирована следующими задачами:

– пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;

– популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;

– формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;

– обучение технике и тактике спортивных игр;

– развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

– формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;

– воспитание моральных и волевых качеств.

  1. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению   «Спортивные игры» предназначена для обучающихся 5-9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  2  часов в неделю в каждом из  5-9 классов, всего 68 часов в год.

Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.

Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Формы проведения занятий и виды деятельности

  Однонаправленные занятияПосвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или общефизической подготовке.
  Комбинированные занятияВключают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
 Целостно-игровые занятияПостроены на учебной двухсторонней игре  по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
 Контрольные занятияПрием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.
  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового  образа  жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, аметапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

            Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

– формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

– развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;

– формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. 

          Метапредметные результаты:

– способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

– умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

– способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

– умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

– формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:

ЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные

1.Самоопре-деление

2.Смысло-образование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

– осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

– социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

  1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

           Предметные результаты:

Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся  должны знать:

– особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

– правила оказания первой помощи;

– способы сохранения и укрепление  здоровья;

– свои права и права других людей;

– влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

– значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

    Должны уметь:

– составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

– выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

– заботиться о своем здоровье;

– применять коммуникативные и презентационные навыки;

– оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

– находить выход из стрессовых ситуаций;

– принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также  сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

– адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

– отвечать за свои поступки;

– отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

           2.2. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания:

– значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

– правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;

– названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;

– наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

– упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

– контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

– основное содержание правил соревнований по спортивным играм;

– жесты  судьи спортивных игр;

– игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;

   Могут научиться:

– соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;

– выполнять технические приёмы и тактические действия;

– контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятияхспортивными играми;

– играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;

– демонстрировать жесты  судьи спортивных игр;

– проводить судейство спортивных игр.

Основной показатель реализации программы «Спортивные игры» – стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.

2.3. Способы проверки результатов

  • зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);
  • диагностика уровня воспитанности (ежегодно) (Приложение 1)
  • мониторинг личностного развития воспитанников (ежегодно) (Приложение 2);
  • социометрические исследования (ежегодно) (Приложение 3);
  • диагностирование уровня физического развития,  функциональных возможностей детей (ежегодно);
  • тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
  • анкетирование;
  • участие в соревнованиях;
  • сохранность контингента;
  • анализ уровня заболеваемости воспитанников.

  

             Планирование занятий (1 час в неделю, всего 35 час)

1.Эстафеты с  предметамиКаждый получает по 3 мяча. Необходимо удержать мячи и выполнить задание
2.

Бой петухов.

Подвижные игры

Обучающиеся располагаются  в центре круга. Одну ногу придерживают рукой. Прыгая на одной ноге, стараются вывести  соперника  из  равновесия
3.Выталкивания из круга. Подвижные игрыСоперники располагаются в центральном круге зала друг против друга. Оба держат палку, прижимая один конец локтем  к туловищу. По сигналу нажимая палку вытолкнуть друг друга за 30 сек.
4.

Борьба на линии .

Подвижные игры

Соперники стоят друг против друга перед линией, каждый пытается вывести соперника из равновесия  вперед и назад
5.Самый ловкий. Подвижные игрыТолстая веревка располагается на  средней линии площадки, в 1 метре за спиной лежат по набивному мячу .По сигналу  взять веревку перетянуть соперника, коснуться мяча
Спортивные занятия как средство самодисциплиныДеятельность учащихся: игры по упрощенным правилам, судейство, жесты судей
6.ВолейболПравила игры. Перемещения передачи, приёмы, нижняя подача.
7.ВолейболПередача в паре, тройках на месте с перемещением. Нижняя подача. Игра 3*3 на 0,5 зала.
8ВолейболСовершенствование изученных элементов игры в волейбол. Верхняя подача в паре (у). Игра в волейбол.
9ВолейболЧередование приёмов мяча, передач, нападающий удар. Игра в волейбол.
10ВолейболПриёмы снизу в паре (у). Верхняя подача мяча, приём снизу. Игра в волейбол.
11Баскетбол Передачи мяча и  броски после ведения. Комбинации в парах. Штрафной бросок. Игра в стритбол.
12Баскетбол Передача в парах в движении. Эстафета с ведением, передачей, броску в кольцо.
13БаскетболШтрафной бросок. Передача в парах, тройках в движении. Игра в б/б 3*3
14БаскетболПередача мяча в движении после ведения в тройках. Игра в «33»
15БаскетболПередача мяча различными способами с пассивным сопротивлением защитника. Броски с места, в движении с различных точек. Игра в б/б.
16Футбол с малым мячомСтойка игрока. Перемещение спиной вперёд. Остановка и передача мяча в движении. Учебная игра
17Футбол с малым мячомВедение мяча  внешней частью и средней частью подъёма. Игра «Квадрат». Учебная игра
18Футбол с малым мячомВедение мяча  внешней частью и средней частью подъёма. Игра «Квадрат». Учебная игра
19Эстафеты с предметамиИгроки каждой команды по очереди преодолевают дистанцию, в любой момент ведущий может подать сигнал (свистнуть), игроки должны принять положение упор лежа, как при отжимании. При повторном сигнале эстафета продолжается.
20Эстафеты с предметамиИграющие делятся на 2 команды и становятся в колонну по одному. Игроки команд рассчитываются по порядку номеров. Руководитель вызывает номер. Например: 1, затем 5 и т. д. Вызванные игроки бегут до установленного места, там обегают стойку (предмет) и возвращаются обратно. Команда, игрок которой вернулся первым, получает очко. Выигрывает команда, которая получит наибольшее количество очков.
21Эстафеты с предметамиДети делятся на две команды и строятся в колонны один за другим. За сигналом ведущего участники каждой команды исполняют прыжок, отталкиваясь двумя ногами с места. Первый прыгает, второй стает на то место, до которого допрыгнул первый, и прыгает дальше. Когда все игроки прыгнут, ведущий измеряет всю длину прыжков первой и второй команды. Выигрывает та команда, которая прыгнула дальше.
22Лапта волейболистов Лапта волейболистов. Играют две команды, одна из которых подающая, а другая принимающая подачу. Расстановка игроков на площадке у обеих команд различная. Подающие игроки находятся за линией подачи, а принимающие, как обычно, в зонах.
23Лапта волейболистов
24Лапта волейболистов

По сигналу первый игрок подает мяч условным способом на сторону противника, а сам быстро бежит вокруг площадки (за линиями) и возвращается на свое место.

Игроки противоположной команды принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь сделать как можно больше точных передач за то время, пока игрок, подававший мяч, бежит по кругу. Как только игрок вернется на место подачи, розыгрыш мяча прекращается.

25Учебно – тренировочные игрыЖесты судьи. Нападающий удар, блок. Игра.
26Учебно – тренировочные игрыИгровой урок. Итоги уроков по волейболу.
 Игры и  эстафеты содействующие воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, умения  справиться  с негативными эмоциямиПодвижные игры ,как средство отдыха и релаксации
27«Перестрелка 4 мячами »Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается в своём городе на одной половине площадки (от средней линии до коридора). В ходе игры нельзя заходить на половину противника. Руководитель подбрасывает волейбольный мяч в центре, между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды – получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту.
28«Подвижная  цель»Обучающие образуют круг. Выбирается водящий, который находиться   в  центре круга. Цель: прямым попаданием попасть в  водящего волейбольным мячом.
29«Двумя мячами через сетку»Две команды на противоположных площадках. У каждой по волейбольному мячу. Цель: перебрасывать мячи, пока на одной стороне площадки не окажутся два мяча.
30«Мяч среднему»Играющие делятся на две равные команды. Каждая  из них  образует круг, рассчитываются по порядку номеров, выбирают водящего у которого мяч. Первые номера стоят в кругу. Цель: по свистку передавать мяч по кругу как можно быстрее, как только первые закончат круг, в  центр  бегут вторые и т.д.
31«Подвижный ринг»Канат связывают свободными концами и кладут по середине площадки. Игроки делятся на четверки. Первая четверка подходит к канату с разных сторон образуя ринг. В трех шагах за спиной каждого игрока кладут  по набивному мячу. Цель: первым дотянуться до мяча и коснуться ногой мяча.
32«Перестрелбол»Игроки располагаются с двух сторон от сетки (как в волейболе). В команде 6 – 8 человек. Правила игры как в волейболе, но игрок допустивший ошибку уходит  в плен. Пленный в ходе игры старается перехватить мяч и выполнить подачу на свою площадку. При удачном завершении атаки  пленный возвращается  в команду.
33«Волейбол с выбыванием»Две команды по 6 – 8 человек располагаются произвольно на своей половине площадки. Игра ведется по правилам волейбола. В команде допустившей три ошибки из команды уходит игрок допустивший последнюю ошибку.
34«Мяч капитану»Игра проводится на площадке. Игрокам выдаются баскетбольный мяч и манишки. В зале очерчиваются для противоположных угла и проводится линия, образующая коридор – нейтральную зону. Посередине площадки чертится круг для начала игры. Играющие делятся на две равные команды; в каждой выбирают капитана и ловца. Одна команда отличается от другой повязками. Ловцы команд становятся в углах зала. Игроки размещаются по площадке парами (из разных команд). У центрального круга становятся капитаны. Руководитель, выйдя на середину площадки, бросает мяч вверх между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся путём передач подвести мяч как можно ближе к своему ловцу и бросить ему мяч так, чтобы он поймал его на лету. Противники стараются перехватить мяч и, в свою очередь, подвести его и бросить своему ловцу. Играющие мешают ловцу поймать мяч. При этом в нейтральную зону не имеют права заходить ни играющие, ни ловец. Игроки каждой команды примерно поровну распределяются на защитников и нападающих. Те и другие могут передвигаться по всему полю. Когда ловец одной из команд поймает мяч на лету, игра начинается снова с центра площадки, а за ловлю мяча ловцом команда получает очко. Игра продолжается установленное время (10-15 мин), после чего команды меняются сторонами площадки и играют вторую половину игры. Выигрывает команда, получившая больше очков.
35«Шаг вперед»Играют две команды на большой площадке. Каждая команда произвольно располагается на своём поле в 5-10 м от средней линии.. По сигналу один из игроков (по условию) начинает игру: бросает волейбольный мяч по направлению лицевой линии команды противника. Её игроки стараются поймать мяч с лёта. Если это удастся, поймавший мяч с места ловли делает три больших шага вперёд и выполняет бросок на площадку противника (мяч, упавший на землю, бросают с места его приземления). Броски и ловля продолжаются до тех пор, пока одна из команд не забросит мяч за лицевую линию противника. Побеждает команда, которая первой забросит мяч за лицевую линию противника.
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK