Изучение страноведческого материала по английскому языку через проектную деятельность для развития коммуникативных способностей у учащихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя политехническая школа №33»
город Старый Оскол
Изучение страноведческого материала по английскому языку через проектную деятельность для развития коммуникативных способностей у учащихся.
В статье ставится задача рассмотреть, как с помощью проектной деятельности развить коммуникативные способности на английском языке у учащихся при изучении страноведческого материала.
В результате анализа можно утверждать, что изучение страноведческого материала с помощью проектной деятельности является одной из самых эффективных форм для развития у обучающихся положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке.
Аксиома
Коммуникативная компетенция
Реалия
Коммуникативные потребности
Страноведческая компетенция
Неотъемлемой частью для развития современного образования является изучение иностранных языков. Ученики разных уровней прекрасно, осознают, что без знания иностранных язык нельзя добиться серьезных успехов в жизни.
В соответствии, со стандартами второго поколения, основная цель изучения иностранных языков в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.
Страноведение дает представление о социально-экономическом положении страны и народа, язык которого стал предметом изучения, об обычаях, традициях, культурных ценностях, присущих данному народу. На занятиях по языку использование страноведческой информации носит прикладной характер. Она включается в систему занятий в процессе знакомства учащихся с содержанием и формами речевого общения носителей изучаемого языка. Такая информация обеспечивает не только познавательные, но и коммуникативные потребности учащихся, способствуя формированию коммуникативной и социокультурной компетенции.
Положение о необходимости усвоения иностранного языка в тесной связи с культурой народа – носителя данного языка уже давно воспринимается в методике преподавания иностранных языков как аксиома. Известно, что использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач.
Спецификой преподавания иностранных языков является необходимость привлечения обширной информации по культуре, истории, обычаям и традициям страны изучаемого языка. Такого рода информация содержит значительное количество национально–специфических реалий, которые, в свою очередь, готовят массу проблем в понимании их учащимися.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности, в том числе и изучения иностранных языков, и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребности индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей.
Примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале изучения иностранного языка у учащихся, как правило, самая высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке. Им интересна страна изучаемого языка и её страноведческие реалии. Многие ребята усматривают в изучении иностранных языков что-то приключенческое. Это проникновение в незнакомый мир. Страноведческий аспект является и необходимым условием повышения мотивации, и средством повышения её.
Страноведческая компетенция – это навыки и умения аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны. Ведь восприятие зарубежной культуры происходит через призму собственной.
Широкий культурологический фон, создаваемый уроками страноведческого характера, способствует развитию лингвистических навыков и умений (обогащение лексики, навыки переводческой деятельности, умение работать с фразеологизмами); так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами иноязычной культуры.
Одним из самых эффективных способов развития коммуникативных способностей при изучении страноведческого материала по английскому языку обучающихся является проектная деятельность. В проектной деятельности используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских приемов, четко ориентированных на реальный практический результат по любой теме, изучаемой в рамках школьной программы и на любом уровне обучения иностранным языкам. Изучение использования проектной деятельности на уроках английского языка показало ее эффективность в практике обучения. Есть данные, что по всем видам речевой деятельности увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода, содержание которого соответствует темам проектов, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяются кругозор учащихся, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке.
Как показывают исследования, уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный язык”, совершенствованию у них коммуникативные навыки, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.