Технологическая карта урока
«Основной смысл басни И.А. Крылова»
« Свинья под дубом»

Публикация

Автор публикации: Железнова Елена Анатольевна
ЯНАО МБОУ Газ- Салинская средняя общеобразовательная школа

 

Тема урока: «Основной смысл басни И.А. Крылова»

« Свинья под дубом»

Класс:

УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2010 г.

 

Цели для ученика

 

Обучающие:

формирование умений  анализа произведения

формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения

умение аргументировать свои мысли

Развивающие:

развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса.

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Цели для учителя

 

Образовательные: обучение основам анализа произведения,

Развивающие:

создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения,   развитие речи учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт

Воспитательные:

воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения

Тип урока
анализ басни
Форма урока
Традиционная  (урок-практикум) с применением цифровых ресурсов

Опорные понятия, термины

Литературный персонаж

Образ

Новые понятия
БасняМораль

Иносказание

Аллегория

Эпитет

Олицетворение

Стилистические особенности

Формы контроля:

Фронтальный опрос
Индивидуальная работа

Домашнее задание

 

·         Выучить наизусть басню

·         Прочитать другие басни И.А. Крылова и найти в них мораль и аллегорию

Инд: тест-онлайн» Басни Крылова

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыФормируемые УУДРезультат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

 

2 минуты.

Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности эпиграфом к уроку:

Басня – мудрости ступенька.

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Поиск ответа на поставленный вопрос:

Басни И.А. Крылова – это просто стихотворение о животных или нечто большее?

Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний

 

5 минут.

Объяснение целеполагания урока.

Сравнить стихотворение и басню (Приложение № 1). Первичное чтение басни.

Ввести новое понятие «басня»

Обозначить проблематику басен

Разграничить понятия добра и зла

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока

Запись в тетрадь определения понятия «басня»

Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений давать определение литературных понятий

Умение делать сопоставительный анализ

III. Работа по теме урока
Работа с текстомЧтение по ролям

Выразительное чтение

6 минут Самостоятельная работа групп

– 5 мин.

5 минут – презентация материала.

Распределение заданий.

1 вариант подбирает эпитеты к образу Дуба, 2 вариант – к образу Свиньи.

Создание проблемной ситуации. Ответ на вопрос:

Возможно ли, что, читая басни, человек на примере животных научится видеть свои недостатки и исправлять их?

Введение нового термина «аллегория» на примере персонажей басни. Поиск морали в басне.

Корректировка выполнения задания.

Умение работать в группах.
Умение презентовать свою работу.Ответ на проблемный вопрос.

Запись в тетрадь определения понятия «аллегория» и «мораль»

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

Иллюстрирование текста

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

IV. Лингво-физкультминутка.

 

3  минуты.

Объясняет задание.

Выполняют упражнения.

Учитель называет животных, а дети ставят руки на пояс, если животное-персонаж положительный (символизирует справедливого человека), на голову – если отрицательный (символизирует бедового, неправого человека)

Здоровьесбере-гающая технология.  
V. Актуализация знаний.
Работа по развитию речи8 минут.

Работа над иллюстрациями  к басне

Работа над лексическим значением  слова.

Задает вопрос: кто такой невежда и невежа, какие синонимы у этих слов.

Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по применению полученных знаний.

Проходит тест-онлайн по басне

Выступление с презентацией

«Иллюстрации к басне»

Ответ на вопрос.

Составление монологического высказывания

Пересказ фрагментов

Подбор цитат для характеристики героев

Прохождение онлайн-теста :

1группа

2 группа

 

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий  действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения составлять монологическое высказывание,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

VI. Подведение итогов

7 минут.

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Создание таблицы

(Приложение 4)

Дополнить таблицу другими примерами из басен

Обсуждение результата работы с произведением

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VII. Рефлексивно-оценочный этап.

 

3 минуты.

Организует рефлексию.Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.
Беседа.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VIII. Домашнее задание.

2 минуты.

Объясняет домашнее задание.Слушают и записывают в дневник. 

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

 

Приложение № 1

Н. Доброта

– Поросёнок, поросёнок
Ты куда спешишь спросонок?
– Я бегу на родничок
Мыть свой грязный пятачок.

Приложение № 2

ГеройЭпитеты, которые можем подобратьЧто символизирует
Свинья  
Дуб  
  

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.