Технология проектного обучения иностранным языкам на современном этапе.
Автор публикации: Очельдиева Эльвира Шавкетовна
Калужская область Бабынинский район с.Вязовна, МКОУ ООШ с.Вязовна Бабынинского района Калужской области
учитель английского языка.
Технология проектного обучения иностранным языкам на современном этапе
Проектный метод не является чем-то принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в двадцатые годы двадцатого века в США. Он был назван методом проблем был связан с гуманистическими идеями в образовании и философии. Его разработали американский философ и педагог Дж. Дьюи, а также его ученик В. X. Килпатрик.
Само собой, с развитием проектного метода, последний несколько изменился. Образовавшись из идеи свободного воспитания, он сейчас превращается в интегрированный компонент вполне структурированной и хорошо разработанной системы образования.
Идея же метода проектов остается той же — стимулирование интереса детей к определенным проблемам, которые предполагают владение некоей суммой знаний.
Метод проектов остаётся объектом изучения для многих специалистов, исследующих самые разные его стороны. Например, Е.Ф. Бехтенова изучает условия для формирования у обучающихся проектной деятельности. О том, как проектный метод влияет образование мотивации к учению и повышает познавательный интерес у школьников, можно узнать из работ Т.В. Березиной, О.А. Гребенниковой, Е.С. Евдокимовой. В своих работах Е.С. Полат большое внимание уделила применению информационных технологий в рамках проектного метода. В.В. Малая рассматривает проектный метод в качестве средства развития творческих способностей. По мнению И.С. Сергеева, работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.
Основными особенностями учебного проекта являются:
- социально значимая задача или проблема – исследовательская, информационная, практическая;
- планирование действий по разрешению проблемы, т.е. проектирование самого проекта, определение вида продукта и формы презентации. Главной и важной частью плана является пооперационная разработка проекта. В ней может быть указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных;
- исследовательская работа учащихся – это поиск информации. Эта информация затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы;
- продукт;
- презентация продукта.
Следовательно, проект – это пять «П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Чтобы решать успешно стоящие перед ними дидактические задачи, педагоги обратились к методу проектов. За основу взята идея, которая составляет сущность понятия «проект». Имеется в виду его практическая нацеленность на результат, получаемый вследствие решения той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Следовательно, данный результат можно увидеть, осмыслить и применить на практике. Для получения подобного результата, нужно научить детей самостоятельному мышлению, поиску и решению проблем.
Самостоятельная деятельность учащихся ставится на первое место. Деятельность может быть индивидуальной, парной, групповой, которая выполняется учащимися на протяжении некоего промежутка времени. Групповой подход к обучению является более распространённым. В основе метода проектов всегда лежит решение некоей проблемы.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Существование проблемы, которая значима в творческом или исследовательском плане; либо наличие задачи, которая требует исследовательского поиска, интегрированного знания для ее решения, наподобие создания серии репортажей из разных уголков нашей планеты по одной проблеме, скажем, на окружающую среду влиянии кислотных дождей и т.п.
- Теоретическая, практическая, познавательная значимость ожидаемых результатов – например, доклад о факторах, которые влияют на состояние окружающей среды, о тенденциях, которые проявляются в данной проблеме; совместный с товарищами по проекту выпуск альманаха или газеты, содержащих репортажи с места событий; охрана леса в разных регионах, план мероприятий, которые позволят решить проблему и т.п.).
- Самостоятельная работа учащихся (групповая, парная, индивидуальная).
- Структура содержательной части проекта (в которой указаны поэтапные результаты).
- Применение исследовательских методов, которые предусматривают некоторую последовательность действий:
– формирование проблемы и задач исследования, которые вытекают из нее (применение при совместном исследования методов «мозгового штурма», «круглого стола»);
– предложение гипотезы их решения;
-рассмотрение методов исследования (статистические, экспериментальные, наблюдения и пр.);
– обсуждение способов, которыми будут отмечены конечные результаты (презентация, защита, творческий отчет, просмотр и пр.);
– сбор данных, их систематизация и анализ;
– суммирование итогов работы, оформление результатов с последующей презентацией;
– итоги, предложение новых проблем исследования.
Типология проектов
Для начала, необходимо уточнить типологические признаки.
Ими могут являться:
- Основная в проекте деятельность – это исследовательская, поисковая, творческая, ознакомительно-ориентировочная, прикладная (практико-ориентированная), ролевая, информационная, игровая, приключенческая.
- Предметно-содержательная область: межпредметный проект-в разных областях знаний и монопроект – в рамках одной области знания.
- Характер координации проекта: непосредственный – который может быть жестким или гибким, и скрытый – или неявный, когда контролирующий имитирует поведение участника проекта.
- Характер контактов – ученики одной школы, класса, города, региона, государства, разных стран мира.
- Число участников проекта – индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.
- Длительность выполнения проекта – краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Исследовательские проекты
Таким проектам нужны четкая структура, обозначенные цели, актуальность предмета исследования для каждого участника, социальная значимость, продуманные методы обработки результата.
Информационные проекты
Цель таких проектов – сбор информации о каком-то явлении или объекте, чтобы в дальнейшем познакомить с ней участников, провести анализ наблюдаемых фактов и обобщить их. Структура информационного проекта состоит из получения и обработки информации, результатов (доклады, альбомы с фотографиями и рисунками), презентаций.
Творческие проекты
Такие проекты не обладают детально проработанной структурой коллективной работы участников. Структура лишь намечается и в дальнейшем развивается, в соответствии с ходом событий, интересами участников проекта. Тем не менее, для оформления результатов проекта необходима четко продуманная структура, такая, как сценарий фильма, программа концерта и т.д.
Игровые (приключенческие) проекты
У таких проектов структуру только намечают. Участники берут на себя определенные роли, которые обусловлены содержанием и характером. Таковыми могут быть выдуманные герои или литературные персонажи, которые имитируют деловые или социальные отношения в выдуманных обстоятельствах. Степень творчества в подобных проектах высока, однако доминирующий вид представлен ролево-игровой деятельностью.
Практико-ориентированные проекты
Их характеризует ясно определенный результат деятельности всех участников, который ориентирован на социальные интересы. Для практико-ориентированного проекта требуется хорошо продуманная структура и организация работы на каждом отдельном этапе (оценка проекта, корректировка усилий, дискуссия о результатах и способах внедрить их в практику).
Индивидуальные и коллективные проекты
Индивидуальный проект. Участник выполняет его автономно. Суть проекта – обогатить культурный опыт ребенка. При помощи такого проекта можно отследить способность к преодолению препятствий в разрешении проблем (сочинение сказки и ее иллюстрирование). Неоспорима ценность индивидуального проектирования, так как ребенок учится проявлению инициативы, переживанию ошибок и достижений, демонстрации способностей.
Парный проект. Выполняется парой участников. В таком проекте дети получают навыки, необходимые для сотрудничества, учатся совместным действиям на одном пространстве, решению общих проблем и выбору адекватных способов решения.
Групповой проект. Выполняется группой участников (от 3 до 11-12 человек)
Фронтальный (коллективный) проект. Осуществляется всем коллективом.
Краткосрочные проекты. Такие проекты направлены на разрешение относительно небольших проблем или частей проблем более крупных. Их можно реализовать в пределах одного или нескольких специально организованных занятий, в пределах самостоятельной или совместной со взрослыми деятельности детей.
Проекты средней продолжительности. Намечены на решение проблемы на протяжении нескольких дней или же нескольких недель (сочинение и постановка сказки; подготовка к путешествию, празднику).
Долгосрочные проекты (длятся от одного месяца до нескольких). Применяются для решения крупной проблемы, которая требует усилий и достаточного времени.
Алгоритм работы над проектом
Рассмотрим общие подходы к структурированию проектов:
- Начинать проект нужно с выбора темы, его типа, количества участников.
- Далее нужно обдумать возможные варианты проблем, которые должны изучаться в рамках намеченной тематики. Проблемы должны выдвигаться самими учениками с подачи учителя, который может направлять обсуждение с помощью наводящих вопросов, рассказа о ситуациях, способствующих определению проблем или видеоряда, преследующего те же цели и т.д. Можно применить метод «мозговой атаки» с последующим коллективным обсуждением.
- Главная задача состоит в распределении задач по группам, применении обсуждения вероятных методов исследования, поиска данных и подготовке творческих решений.
- Далее участники проекта ведут свою самостоятельную работу по своим групповым или индивидуальным творческим, исследовательским задачам.
- Потом ведутся промежуточные обсуждения добытых данных на своих занятиях, уроках или в группах, в научном обществе, в групповой работе в библиотеках, медиатеках и т.д.
- Важный этап выполнения проекта – это его оппонирование или защита.
- Заканчивается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов, подведением итогов.
Вне зависимости от того, что представляет собой проектный продукт – например, если он имеет вид брошюры или статьи, то есть выполнен в письменном виде, обязательно к проекту должна быть приложена письменная часть. Письменная часть фактически является отчетом о ходе и результате работы. Если отсутствует письменная часть (отчет) проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Заполняя отчёт, он анализирует, что получилось и что не получилось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы побороть возникшие трудности; насколько были обоснованными изменения, внесенные в первоначальный план.
Также автор проекта дает оценку собственным действиям, он оценивает приобретенный опыт. Чтобы научить детей уже в 5-м классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться таким шаблоном.
Параметры оценки проекта:
– важность и актуальность выдвинутых проблем, соответствие их изучаемой тематике;
– правильность применяемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
– активная позиция каждого из участников проекта согласно его индивидуальным возможностям;
– совместный характер принимаемых решений;
– способы общения и взаимопомощи, методы взаимодополняемости участников проекта;
– аргументированность принимаемых решений, умение доказать свои заключения, выводы;
– оформленность результатов выполненного проекта;
– способность давать ответы на вопросы оппонентов, краткость и аргументированность ответов каждого из членов группы.