Управление педагогической траекторией преподавателя

Публикация
Автор публикации: Николаева Наталья Вячеславовна
г. Йошкар-Ола, Йошкар-Олинский аграрный колледж
преподаватель информатики

Управление педагогической траекторией преподавателя

Аннотация:

В статье рассматриваются основные этапы построения профессиональной педагогической траектории педагога. Охарактеризованы основные участники процесса управления. Проанализированы разные уровни методической поддержки учителей, включающие государственный, региональный, муниципальный, уровни. Обозначены основные мероприятия, реализуемые на данных этапах. Способность в управлении профессиональным развитием педагога выражается в умении сформировать его основные этапы и направления, которые включают развитие профессиональных и личностных качеств, повышение знаний в профессиональной области, карьерный рост и т.д. Одним из инструментов управления является профессиональная педагогическая траектория профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая траектория, профессиональное развитие, управление, саморазвитие, методическое сопровождение, повышение уровня квалификации.
В настоящее время в современной системе образования одной из актуальных проблем является поиск новых возможностей для повышения профессионального уровня педагогов, создание и реализация условий для его профессионального роста, а также новые методы управления профессиональной педагогической траекторией педагога. Все это связано с тем, что к современным педагогам предъявляется ряд требований согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам. К ним относится: системное повышение уровня квалификации педагогических работников и непрерывность их профессионального развития и роста.
Цель исследования: выявить особенности управления профессиональной педагогической траектории педагога в профессиональном образовании.

Профессиональная педагогическая траектория представляет собой инновационный метод в системе непрерывного образования, который способствует определению перспективы формирования и дальнейшего профессионального развития педагога. Она позволяет учитывать индивидуальные и профессионально-личностные потребности педагога, его опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности. Все это позволяет подобрать наиболее эффективный комплекс средств, методов и форм повышения квалификации [4, c.63].

При организации управления профессиональным развитием педагогов участниками являются:

 образовательные учреждения, которые проводят диагностику профессиональных затруднений у своих педагогических работников и осуществляют дальнейший выбор программ повышения квалификации или модулей дополнительного обучения;
 учреждения дополнительного профессионального педагогического образования (ИРО), которые разрабатывают и реализуют дополнительные профессиональные программы, в том числе и в сетевой форме (дистанционно, с применением Интернет-технологий);
 партнеры, которые обеспечивают материально – техническую и организационно-педагогическую базу для реализации дополнительных профессиональных программ. В качестве партнера могут выступать различные организации дополнительного профессионального педагогического образования других районов и города, образовательные учреждения, ресурсные центры и пр. [2].

Ниже отражены основные этапы построения профессиональной педагогической траектории педагога.

Первый этап -аналитико-диагностический. В нем осуществляется проведение кадрового мониторинга включает выявление уровня квалификации, профессиональной подготовки педагогов и установление индивидуального уровня их профессионализма; Изучение личностно-профессиональных предпосылок эффективности профессиональной деятельности педагога; Проведение диагностики профессиональных проблем педагога; Выбор средств, методов и форм профессионального развития и обучения.

Второй этап – проектировочный. Он включает в себя проектирование траектории профессиональной деятельности: содержание работы, формирование образовательной среды, в которой будет проходить работа, привлечение специалистов и т.д.; Разработка плана методических мероприятий по повышению профессионального уровня педагогов; Выявление возможной ресурсной базы (которая состоит из нормативно-правовых, кадровых, организационных, информационных, материально-технических, научно-методических ресурсов)

Третий этап – реализация. Данный этап отвечает за организацию работы по реализации мероприятий педагогической траектории профессионального развития; Применение выбранных методов, средств и приемов исходя из профессиональных и личностных требований педагога; Организацию профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми, профессиональными и этическими нормами педагогического сообщества; Непрерывное образование заключается в регулярном участии педагогов в семинарах, курсах; повышении уровня профессионального образования, (переподготовка); Методическое сопровождение со стороны государственных, региональных, муниципальных органов; Удовлетворение индивидуальной потребности в самовыражении, саморазвитии, проявлении творчества (предоставление свободы в выборе средств).

Четвертый этап – контрольно-оценочный . Контроль достижений педагога согласно целям и задачам педагогической траектории развития (например, заполнение оценочных листов для начисления стимулирующей оплаты труда); Проведение аттестационных мероприятий; Материальное поощрение (премирование, ценный подарок); Нематериальное поощрение (представление к награде, званию, благодарность в приказе и т.д.) Применение различных форм наказания (взыскание, выговор, предупреждение, депремирование и т.п.)

Управление профессиональной педагогической траекторией педагога в системе профессионального образования осуществляется на нескольких уровнях.
Государственный уровень. Проектирование и реализация образовательных траекторий педагогических работников разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», национальный проект «Образование», Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования. На государственном уровне используются такие методы по формированию педагогической траектории педагога, как: международные конкурсы, конференции, семинары, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства («Учитель года», «Учитель будущего», «Педагогический проект»).
Региональный уровень. Методическое сопровождение процесса непрерывного профессионального развития педагога организуется на уровне регионального министерства образования. На данном уровне реализуются региональные программы, проводятся областные (краевые) конкурсы педагогического мастерства («Педагогический дебют», «Педагог 21 века» «Сердце отдаю детям» Республика Марий Эл, «Арт-профи форум» и т.д.), обучающие курсы и семинары с приглашенными специалистами, научные конференции и т.д.

Муниципальный уровень. Сопровождение системы развития педагога формируется на уровне администрации общеобразовательных, среднеобразовательных и высших образовательных учреждений. Это комплекс взаимосвязанных, целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении педагогических затруднений, способствующих развитию учителя на протяжении всей его профессиональной деятельности. Методическое сопровождение имеет вид внутреннего коучинга и включает: семинары; практические занятия и практикумы; мастер-классы; педагогические мастерские; круглые столы; творческие отчеты; разработка и реализация педагогических проектов; профессиональные конкурсы и т.д.
Также важнейшей составляющей профессиональной педагогической траекторией педагога является его потребность в самообразовании и саморазвитии. Основными мотивами, которые побуждают педагога к самообразованию является: необходимость постоянного поиска и анализа новой информации, общественное мнение, конкуренция, материальное и нематериальное стимулирование.
Анализируя особенности управления профессиональной педагогической траектории педагога в профессиональном образовании, необходимо отметить, что в этом процессе используются традиционные методы, такие как: наставничество, периодические курсы повышения квалификации, привлечение педагогов к работе профессиональных методических объединений, формирование кадрового резерва. Современные теоретические подходы к управлению профессиональным развитием педагогов выделяют необходимость создавать программы повышения квалификации, направленные на индивидуальную траекторию профессионального развития педагога.
Профессиональное развитие педагога включает процесс формирования профессиональной направленности, компетентности, индивидуальных и профессиональных качеств и их сочетание, готовность к постоянному росту.

Таким образом, система управления профессиональной педагогической траектории педагога в системе профессионального образования представляет собой вид управленческой деятельности, которая направлена на подготовку педагогов к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Управление профессиональным развитием педагогов образовательной организации предполагает, что руководство организации путем целенаправленной деятельности создает условия для формирования и развития профессиональных компетенций педагогов, их ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности в достижении высокого профессионального результата.

Современная система управления профессиональным развитием педагога требует комбинированного использования как базовых, так и инновационных подходов в управлении. Применяя их, необходимо опираться на принципы эффективной научно-методической деятельности, учета инновационных процессов в образовании, формирования кадрового потенциала, обеспечения условий для реализации ФГОС и др.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.