Урок на основе краеведческого материала
Автор публикации: Щегловская Тамара Николаевна
Город Углич,
учитель русского языка и литературы
Тема: Н. А. Некрасов. Стихотворение «Школьник».
Цели урока:
1. Знакомство уч-ся со стихами Н.А. Некрасова о детях
2. Развитие навыка выразительного чтения, умения наблюдать и сравнивать.
3. Воспитание доброжелательности, стремления к знаниям, любви к поэзии.
Задачи урока:
1. Формировать представления у учащихся о себе как читателе-исследователе.
2. Продолжить знакомство с понятием героя и понятием рассказчика.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: беседа, слушание, анализ поэтического материала, наблюдение, обобщение.
Дидактические средства: учебник; портреты Н.А. Некрасова, М.В. Ломоносова, иллюстративный материал.
ПЛАН УРОКА:
- Оргмомент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Проверка домашнего задания.
- Работа над новым материалом. Чтение и анализ стихотворения «Школьник»
- Физкультминутка.
- Обобщение. Итог урока. 7. Слово о поэте.
- Домашнее задание
Конспект урока.
- Оргмомент.
Приветствие. Эпиграф к уроку записан на доске.
«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое».
Евангелие от Луки, 6;45.
- Сообщение темы урока.
– Продолжим знакомство с творчеством Н.А. Некрасова, прочитаем его стихи о детях, постараемся понять, что чувствовал поэт, когда писал эти стихи.
- Проверка домашнего задания.
– Прослушивание выразительного чтения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума».
– От чьего лица идет повествования? (Автор).
– В какой форме написано стихотворение? (Раздумье).
4. Работа над новым материалом.
1.Чтение стихотворения «Школьник» учителем. Беседа.
– От чего лица идет повествование? (От лица Кучера, который давно в пути, ему скучно одному). Т.е. от лица героя стихотворения.
– К кому обращается кучер? (К мальчику, который пешком шел в школу).
– Какое чувство испытал кучер, увидев мальчика? (Чувство жалости и сострадания, потому что мальчик шел босиком, в старой рубашке, он устал). – А слышно ли голос мальчика в стихотворении?
2.Самостоятельное чтение учащихся про себя.
3.Лексическая работа.
«Архангельский мужик»
Вспомните, на уроке по обществознанию мы познакомились с выдающейся личностью, которую часто называют «Архангельский мужик (М.В.Ломоносов). Желая учиться, Ломоносов пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Затем стал знаменитым русским ученым, сделавшим много замечательных научных открытий.
(Сообщение о М.В. Ломоносове, подготовленное учащимися). Презентация.
«Поприще»-поле деятельности, возможности для работы. «Разумен, бездарна». Используйте прием смысловой догадки. Догадайтесь, какой корень в словах. Благодаря чему М.Р.Ломоносов стал разумен и велик? Прочитайте строки
из стихотворения (благодаря своим стараниям с Божьей помощью).
«Бездарна»-неспособна, не имеющая дара.
4.Работа над выразительным чтением стихотворения «Школьник». Найдите в стихотворении побудительные предложения. С какой интонацией их надо прочитать?
а) «-Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок- Невеселая дорога … Эй! Садись ко мне, дружок!»
б) «Не стыдится! Что за дело?»
в) «…Знай работай да не трусь…»
5.Чтение учащихся вслух.
Читать в темпе разговорной речи: -чтение всего стихотворения; -чтение рифмующихся слов;
-хоровое чтение, отстукивание ритма;
Найдите эпитет в стихотворении. (Невеселая дорога).
6.Обобщение.
-Какими словами охарактеризуете взаимоотношения кучера и школьника?
(Кучер относится к мальчику по-отечески, заботится о нем, наставляет его, успокаивает, вселяет в него веру в то, что на его пути еще будет много добрых людей).
-Что хотел сказать Некрасов своим читателям?
(Если ты будешь трудиться над книгами, хорошо учиться, сделаешь много полезного для людей, родины).
- О поэте.
Хочется сказать несколько слов о поэте, который сумел «нарисовать» словесные картины, когда-то увиденные своими глазами. Вот что говорили о Николае Алексеевиче Некрасове современники: «Это был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому».
Некрасов-признанный поэт-гражданин, человек, на первом месте у которого проблемы народа, его Родины. Одной из главных тем его творчества стала тема народных страданий. Особым чувством сострадания проникнуты строки поэта о крестьянах и крестьянских детях. Еще в детстве он задумывался о их печальной судьбе и уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетенным, слабым.
– Чем близко по смыслу стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» и М.Ю. Лермонтова «Дума»?
– Прочитайте эпиграф к уроку (на доске). – Что хранил Некрасов в своем сердце, каким он остался в памяти соотечественников? (Добрым, сочувствующим, вселял веру в лучшее).
- Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.