Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

Урок на основе краеведческого материала

Публикация

Автор публикации: Щегловская Тамара Николаевна
Город Углич, 
учитель русского языка и литературы

 

Тема: Н. А. Некрасов. Стихотворение «Школьник».

Цели урока:

1. Знакомство уч-ся со стихами Н.А. Некрасова о детях 

2. Развитие навыка выразительного чтения, умения наблюдать и сравнивать. 

3. Воспитание доброжелательности, стремления к знаниям, любви к поэзии.

Задачи урока:

1. Формировать представления у учащихся о себе как читателе-исследователе. 

2. Продолжить знакомство с понятием героя и понятием рассказчика.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: беседа, слушание, анализ поэтического материала, наблюдение, обобщение.

Дидактические средства: учебник; портреты Н.А. Некрасова, М.В. Ломоносова, иллюстративный материал.

ПЛАН УРОКА:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Работа над новым материалом. Чтение и анализ стихотворения «Школьник»
  5. Физкультминутка.
  6. Обобщение. Итог урока. 7. Слово о поэте.
  7. Домашнее задание

 

Конспект урока.

  1. Оргмомент.

Приветствие. Эпиграф к уроку записан на доске.

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое».

Евангелие от Луки, 6;45.

 

  1. Сообщение темы урока.

– Продолжим знакомство с творчеством Н.А. Некрасова, прочитаем его стихи о детях, постараемся понять, что чувствовал поэт, когда писал эти стихи.

 

  1. Проверка домашнего задания.

– Прослушивание выразительного чтения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума».

– От чьего лица идет повествования? (Автор).

– В какой форме написано стихотворение? (Раздумье).

  4. Работа над новым материалом.

1.Чтение стихотворения «Школьник» учителем. Беседа.

– От чего лица идет повествование? (От лица Кучера, который давно в пути, ему скучно одному). Т.е. от лица героя стихотворения.

– К кому обращается кучер? (К мальчику, который пешком шел в школу).

– Какое чувство испытал кучер, увидев мальчика? (Чувство жалости и сострадания, потому что мальчик шел босиком, в старой рубашке, он устал). – А слышно ли голос мальчика в стихотворении?

2.Самостоятельное чтение учащихся про себя.

3.Лексическая работа.

«Архангельский мужик»

Вспомните, на уроке по обществознанию мы познакомились с выдающейся личностью, которую часто называют «Архангельский мужик (М.В.Ломоносов). Желая учиться, Ломоносов пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Затем стал знаменитым русским ученым, сделавшим много замечательных научных открытий.

(Сообщение о М.В. Ломоносове, подготовленное учащимися). Презентация.

«Поприще»-поле деятельности, возможности для работы. «Разумен, бездарна». Используйте прием смысловой догадки. Догадайтесь, какой корень в словах. Благодаря чему М.Р.Ломоносов стал разумен и велик? Прочитайте строки

из стихотворения (благодаря своим стараниям с Божьей помощью).

«Бездарна»-неспособна, не имеющая дара.

4.Работа над выразительным чтением стихотворения «Школьник». Найдите в стихотворении побудительные предложения. С какой интонацией их надо прочитать?

а) «-Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок- Невеселая дорога … Эй! Садись ко мне, дружок!»

б) «Не стыдится! Что за дело?»

в) «…Знай работай да не трусь…»

5.Чтение учащихся вслух.

Читать в темпе разговорной речи: -чтение всего стихотворения; -чтение рифмующихся слов;

-хоровое чтение, отстукивание ритма;

Найдите эпитет в стихотворении. (Невеселая дорога).

 

6.Обобщение.

-Какими словами охарактеризуете взаимоотношения кучера и школьника?

(Кучер относится к мальчику по-отечески, заботится о нем, наставляет его, успокаивает, вселяет в него веру в то, что на его пути еще будет много добрых людей).

-Что хотел сказать Некрасов своим читателям?

(Если ты будешь трудиться над книгами, хорошо учиться, сделаешь много полезного для людей, родины).

 

  1. О поэте.

Хочется сказать несколько слов о поэте, который сумел «нарисовать» словесные картины, когда-то увиденные своими глазами. Вот что говорили о Николае Алексеевиче Некрасове современники: «Это был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому».

Некрасов-признанный поэт-гражданин, человек, на первом месте у которого проблемы народа, его Родины. Одной из главных тем его творчества стала тема народных страданий. Особым чувством сострадания проникнуты строки поэта о крестьянах и крестьянских детях. Еще в детстве он задумывался о их печальной судьбе и уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетенным, слабым.

– Чем близко по смыслу стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» и М.Ю. Лермонтова «Дума»?

– Прочитайте эпиграф к уроку (на доске). – Что хранил Некрасов в своем сердце, каким он остался в памяти соотечественников? (Добрым, сочувствующим, вселял веру в лучшее).

 

  1. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.