Открытый урок по литературному чтению
Георгий Алексеевич Cкребицкий «Весна»
Автор публикации: Комаха Наталья Иннокентьевна
МОУСОШ «Школа № 16» г. Магнитогорск
учитель начальных классов
Открытый урок по литературному чтению
на тему:
«Георгий Алексеевич Cкребицкий. Весна»
Цель: познакомить учеников с произведением автора; развивать у детей речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся, умение делать выводы; воспитывать у школьников нравственные качества учащихся, любовь к природе и к предмету.
Тип: комбинированный.
Технология: здоровье сбережение.
Оборудование: запись «Звуки леса», портрет писателя, картинки птиц, растений, репродукция картины «Грачи прилетели» (А. Саврасова).
Запись. Мелодия «Пробуждение… или все начинается с Весны». «Голоса и звуки весенней природы» Мендельсон.
Универсальные учебные действия:
1.: принимать, понимать и решать учебные задачи, выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
2.: найти необходимую информацию и источник, уметь ориентироваться в учебной книге по условным обозначениям, соотносить содержание текста с содержанием репродукции картины произведения, формулировать вывод, отличать сборник произведений разных авторов от книги одного писателя.
3.: попытаться определить авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному, составлять устный и письменный рассказ, слушать друг друга, ответы одноклассников.
Ход урока
I. Организация класса.
Ученик открывает урок. (День недели; число, месяц, год; время года и т.д.)
II. Вступительное слово учителя:
– Начнем наш урок с загадки:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмаэнет,
В лесу подснежник расцветет.
– О чем идет речь? (О весне)
– Докажите, что речь в загадке идет именно о весне. (Весной расцветает подснежник).
– Давайте вспомним с вами, какое время года закончилось совсем недавно. (Зима). Ученик читает стихотворение.
– Что происходило с природой зимой? (Она замерла, но не умерла).
– А сейчас наступило какое время года?
– А изучаем какое время года? – (Весна)
III. Знакомство с произведением Г.А. Скребицкого.
– Тогда, ребята, я думаю, вам нетрудно будет догадаться, о чем же будет наш новый рассказ. (О весне). Прежде чем начать чтение, послушаем нашего товарища, который хочет нам рассказать о самом писателе. (Шахсалан)
– Правильно, рассказ называется «Весна».
(Далее дети читают текста рассказа, стр. 51)
(Читают: Хадижат, Аида, Анвар, Айшат).
(Остальные ученики карандашом отметят слова: пригорок, ложбинка, тритон)
– Вы внимательно слушали рассказ.
– Что вы можете сказать о природе, что происходило с природой? (Природа пробуждалась после зимней спячки).
– Что означает слово пригорок? (Небольшой холм, бугор у основания горы).
– Ложбинка? (Небольшое удлиненное углубление на чем-либо).
Тритон – это животное, похожее на ящерицу.
IV. Работа по теме урока.
– А сейчас мы продолжим разговор о пробуждении природы весной. Как оно происходит?
– Наши ребята подготовили рассказы о растениях, насекомых, птицах, которые самыми первыми появляются с наступлением весны.
– Но, ребята, чтобы вы полностью осознали, почувствовали, что наступает весна, наверное, нам надо услышать журчание ручейка, который появился после таяния снега, звук капели от тающих сосулек и, конечно же, голоса птиц.
Зап. № 5 (Мендельсон. Звуки и голоса весенней природы). (1 м.)
Агаметова Амина – Подснежник
Хадижат Г. – Крокус
Мать и махеча – Аида
Карина – Крапивница
Айшат – Ласточка (стих + рассказ)
Камилла – Жаворонок
Джахбат – Журавль
Джалил – Грач
Лейла – Трясогузка
Патя – Скворец
Зап. №5 (Физминутка. Продолжение записи мелодия Мендельсона).
– Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
– Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбрасывает росу.
– Руки в стороны, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
– Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложим назад.
V. Творческая работа. Работа с репродукцией картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
– Ребята, создайте группы. (по 4 чел.)
(Раздать детям репродукции картины).
– Посмотрите внимательно, обратите внимание на землю, небо, на птиц.
– Каждая группа должна придумать 2-3 предложения.
(Ответы учащихся)
Вывод: Прилетели грачи, начало весны.
VI. Сценка. Инсценировка «Случай».
Автор – Гус. Амина
Скворец – Патя
Воробей – Шамиль
Мальчик Миша – Мурад (у скворечника)
Зап. № 4. Итак, природа полностью пробудилась. Послушаем об этом мелодию «Пробуждение».
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Дети, если вам понравился урок, приклейте зеленый листик к дереву.
– Если кому-то было неинтересно, скучно, приклейте красный листок.
– На нашем уроке распустились зеленые листики!!!
– Весна заглянула в наш класс!!!
Под зап. № 4.
– С наступлением весны вас!!!
– С пробуждением природы!!! С наступающим праздником весны 8 Марта!
– Любви, тепла и нежности!!!