План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Публикация

Автор публикации: Комаха Наталья Иннокентьевна
МОУСОШ «Школа № 16» г. Магнитогорск
учитель начальных классов

 

«Кто такие рыбы?»
(УМК «Школа России», автор А. Плешаков)

Предмет: окружающий мир
Класс:1
Название темы: Кто такие рыбы?
Цели: познакомить и наглядно показать многообразие рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.
Задачи:
Изучить и показать строение и отличительные признаки рыб.
Развивать общительные, коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними.
Приучать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-исследование.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные
Умение:
находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные:
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .
Предметные:
Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?»,
УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», электронное сопровождение к учебнику «Мир вокруг нас», 1 класс, демонстрационный и раздаточный материал.

ХОД УРОКА:
I Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
– Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)
II Актуализация знаний.
1. Беседа.
– Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)
– Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)
– Приведите примеры насекомых, которые вам известны…
2. Проверка знаний.
Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то показываем знак согласия, если нет – запрещающий знак.
1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)
2. Муха – это насекомое? (да)
3. У насекомого 8 ног? (нет)
4 Бабочки питаются нектаром цветов?(Да)
5. Паук – это насекомое? (нет)
6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)
7. У бабочки 6 крыльев? (нет)
III Самоопределение к деятельности.
– Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет?
– А в какое время года насекомых много? (Летом)
1. Релаксация
Закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.
Утром стрекоза проснулась,
Полетела, улыбнулась.
У реки остановилась,
Над водою закружилась. – Стрекоза это насекомое? (Да)
2. Введение в тему урока.
– Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно – что же она там разглядывает?
А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)
– Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыба) (Слайд 1)

– Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.
Постановка перед детьми учебных задач.
– Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте цели, которые нам ставит Муравей-Вопросик .Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.
– Героями каких сказок являлись рыбы? (Слайд 2)

– Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)
– В любой ли воде могут жить рыбы?
– А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?
– Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
– Муравьишка Вопросик хотел бы знать: – А могут ли рыбы жить на суше?
– Кто согласен? Муравьишка сомневается.
– Давайте продолжим исследование окружающего мира в учебнике и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.

IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

1. Работа с учебником (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

Муравьишка Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. (Слайд 3)
– Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)
– Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).
-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.

2. Первичное закрепление знаний.
– Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.
Плавники и хвост помогают рыбам плавать.
Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.
Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.
Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

– Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)
– Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!

– Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

3. Исследовательская, практическая работа.
Загадка.
– Муравьишка приготовил загадку:
И у мамы, и у деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы).
– Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки- чешуйки).
– Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Слайд 4)
– Отличительный признак рыб – чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
Подводит к определению нового признака рыб.
(На столах у детей лежит карточка с силуэтом рыбы, сделанная на уроке технологии из пластилина. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек. Делают вывод – чешуйки в шахматном порядке).

4. Работа по учебнику в парах.
– Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. – Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.
– Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы – их среда обитания.
1. На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (Окуни.) (Слайд 5)

2.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает
(Щука) (Слайд 6)
Щука речная рыба, больших и средних размеров.Окраска туловища пятнистая,с темными полосками.

3. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом) (Слайд 7)
У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.
– По сравнению с другими нашими рыбами – сом великан.
– Сом – неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

4. 3. Он всем рыбам говорил:
– Я к зиме зароюсь в ил,
Буду спать в нем до весны
И смотреть цветные сны

Я не хрюшка, ил – не грязь,
А зовут меня…(карась) (Слайд 8)

5. До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж?
Догадались? Это… (ёрш) (Слайд 9)
У ерша колючие плавники.

-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? (в реке)
-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.
– Какие реки протекают в Курской обл.(Сейм, Кур, Тускарь)
– Какие рыбы в них живут?(Сом, карась, щука, карп, лещ,белый Амур, плотва и др.)

ФИЗМИНУТКА
Речные рыбы:
1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш. (Слайды 8 – 12)
Морские рыбы:
1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка’мбала. (Слайды 9 – 17)

1. Блещет в море чистом
Спинкой серебристой. (Сельдь) (Слайд 11)

2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая? (Треска) (Слайд 12)

3. Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он – морской бандит. (Акула) (Слайд 13)

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела, которая также, как у сома, не покрыта чешуёй.
В пасти акулы несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы

4. Мой брат в тельняшке, но – в реке,
Я – в море, без тельняшки.
Мой красный цвет пугает всех.
Я – хищник настоящий! (Морской Окунь) (Слайд 14)

5. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала). (Слайд 15)
У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.
Ляжет камбала на песчаное дно – и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.
– Повторим, где обитают эти рыбы? (В море)
– Значит, это – морские рыбы. Постараемся и их запомнить.
VI Работа в рабочей тетради с.24
1. Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?». Проверка (Слайд 19).
Силуэт –это . Oдноцветное контурное изображение чего-либо или кого-либо на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное.
1. Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее. (дома)

VII Работа в парах. Описание одной из рыб, изображенных в учебнике по плану. (Слайды 20 – 23 )
План описания рыбы
1. Название рыбы.
2. Речная или морская.
3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
5. Окраска туловища, плавников.
VIII Обобщение и систематизация знаний.
Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».
– Кто такие рыбы? ( Рыбы- это…
– животные, которые живут в воде
– двигаются при помощи плавников и хвоста
– дышат с помощью жабр
– тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.
– А где рыбки могут жить дома?

– В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».)

X Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.
– Какую цель мы ставили на уроке? – Достигли ли мы ее?
– Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.