Урок русского языка для 1 класса.
Тема: Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком.
с. Красногвардейское МКОУ СОШ№1 им. Г.С.Фатеева
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их на работу. – Кого можно считать настоящим другом? Сегодня на уроке покажите как вы дружны, как вы помогаете друг другу. Чтобы дружно и слаженно работать, нужно быть внимательным, не отвлекаться, слушать друг друга не перебивая, стараться понять товарища и помочь ему, если нужно. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Ответы учащихся | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | – Отгадайте загадки Он бывает тихим, громким, А еще глухим и звонким. Рот ему как дом родной, Из него летит волной. Любит с эхом подразниться, В барабане схорониться. Если где услышим стук, Значит, к нам добрался … . Шум получается, Голос включается. Звук получается громкий Он называется … . Воздух рвет преграды, Шум получается. Голоса нет совсем, Но звук прорывается. Как называется звук такой? Это … . – Какие понятия русского языка нам сегодня понадобятся? – Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зелёный и голубой? – Произнесите несколько согласных звуков, обозначенных зелёным цветом и прислушайтесь к себе. ( Попрошу детей надеть «наушники», т.е. зажимать ладошками ушки). – Услышали себя? Использовали голос? – Какой вывод делаем ? – А теперь произнесите несколько согласных звуков, обозначенных голубым. Слышите разницу? – Какой вывод делаем из этого? Выполнение задания Выписать из карточки слова, где первый звук звонкий. | звук звонкий согласный глухой – Звонкие, глухие согласные звуки – Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, поэтому использовали два цвета. – Если при произнесении согласного звука мы услышим себя, значит, звук звонкий. – Если при произнесении согласного звука мы не услышим себя, значит, звук глухой. Взаимопроверка | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
Постановка учебной задачи | – Над какой темой урока мы сегодня будем работать? – Какую цель вы поставите на уроке? – Почему почти возле всех букв согласных указаны два звука? – Что они составляют? – Какую пару они составляют? – Произнесите все твёрдые согласные звуки. А теперь – все мягкие согласные звуки. – У каждого ли звука есть парный согласный по твёрдости-мягкости? – У каких твердых согласных вы не обнаружили парного мягкого? – У каких мягких согласных нет парного твёрдого? – Произнесите (по цепочке) те согласные звуки, которые являются парными по твёрдости-мягкости. – Сделайте вывод | – Звонкие и глухие согласные звуки Научиться различать согласные звуки Ответы детей – Пару – Пару по твёрдости-мягкости Ответы детей – ж, ш, ц – й, ч, щ – Согласные звуки могут быть парными по твёрдости-мягкости. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
Динамическая минутка | «Дворник» Сначала читаю первую чистоговорку и показываю движение, а дети точно должны воспроизвести все звуки и повторить движения. РУ-ру-ру будем мы играть в игру Ту-ду-ту – улицу мету (размахивать кистями рук вправо-влево); Па-ба-па – рассыпалась крупа (пальцы обеих рук сжать в «щепотки» и как будто что-то посолить); Ба-па-ба – вот стоит изба (кистями рук изобразить домик); Ду-ту-ду – я домой иду. (дети сжимают обе руки в кулачки, разгибают указательный и средний палец и как будто идут ими по парте). | Повторяют движения и звуки | Познавательные: логические, двигательная активность |
Построение проекта выхода из затруднения | Парные и непарные звонкие и глухие согласные – Согласные звуки могут быть парными и по звонкости-глухости! – объявила Волшебница Анишит-Йокоп. Маша и Миша удивлённо переглянулись. – Поможем Маше и Миши разобраться в этом? На доске написаны пары слов: Бочка – почка Доска – тоска Влага – флаги Голос – колос Жар – шар Зуд – суд – Прочитайте вслух написанные пары слов. – Чем похожи между собой эти слова? – Произнесите первые звуки в словах левого столбика. Какие это согласные звуки? – Произнесите первые звуки в словах правого столбика. Какие это согласные звуки? – Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать? – Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару: ЗВОНКИЕ [Б] [Б’] [В] [В’] [Г] [Г’] [Д] [Д’] [Ж] [З] [З’] ГЛУХИЕ [П] [П’] [Ф] [Ф’] [К] [К’] [Т] [Т’] [Ш] [С] [С’] – Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости-глухости. Как можно назвать звуки, имеющие пару? – Рассмотрите таблицу. [Й’], [Л] [Л’], [М] [М’], [Н] [Н’], [Р] [Р’][-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘]-Чем интересны эти звуки? Есть ли у каждого из них парный глухой? – Рассмотрите плакат. [- ] [- ], [- ], [- ], [- ][Х] [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’]– Чем примечательны согласные звуки этого плаката? Есть ли у каждого из них парный звонкий? – Каким словом их можно объединить? НЕПАРНЫЕ [Й’], [Л] [Л’], [М] [М’], [Н] [Н’], [Р] [Р’][Х] [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’] | – Звонкие – Глухие – Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой – без голоса – Парные звонкие и глухие согласные – Непарные звонкие и глухие согласные | Личностные: смыслообразование: задание, нацеленное на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач ; регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком, установление причинно-следственных связей, рассуждений, доказательство, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Первичное закрепление | Игра «Дом парных согласных» – Помогите Маши и Мише заселить Дом парных согласных звуков. (Тетрадь, с.22, упр.5) – Сколько пар звонких -глухих согласных насчитали? Миша утверждает, что таких пар шесть, а Маша говорит, что их одиннадцать. Кто прав? Почему ошибся другой? | Мнения учащихся. Коллективное обсуждение. – Пар по звонкости-глухости – 11 | Личностные: самоопределение: задание, нацеленное на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Динамическая минутка | Игра «Звонкий-глухой». – Ребята, давайте поиграем. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный звук, вы хлопните в ладоши. Если слово начинается на глухой согласный – ударите ладошками по коленям. Кот, том, бал, суп, лом, жар, шар, пол, мак, снег, зал, сова, ваза, фазан, булка | Уметь различать на слух звонкие и глухие согласные звуки | Познавательные: логические, двигательная активность |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самостоятельная работа в тетрадях (с.19) | Вставить пропущенные буквы. Соединить между собой слова, которые различаются буквами парных согласных звуков. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
Рефлексия учебной деятельности | – Исследование какой темы урока мы вели сегодня на уроке? – Что нового мы узнали на уроке? – Всё ли было вам понятно на уроке? – Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? – Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. | Оценивают свою работу на уроке: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |