Урок русского языка для 1 класса.
Тема: Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком.

Публикация
Автор публикации: Боровская Наталья Николаевна
с. Красногвардейское МКОУ СОШ№1 им. Г.С.Фатеева

 

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУД
Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их на работу.

– Кого можно считать настоящим другом?

Сегодня на уроке покажите как вы дружны, как вы помогаете друг другу. Чтобы дружно и слаженно работать, нужно быть внимательным, не отвлекаться, слушать друг друга не перебивая, стараться понять товарища и помочь ему, если нужно.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Ответы учащихся

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

– Отгадайте загадки

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Рот ему как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался … .

Шум получается,

Голос включается.

Звук получается громкий

Он называется … .

Воздух рвет преграды,

Шум получается.

Голоса нет совсем,

Но звук прорывается.

Как называется звук такой?

Это … .

– Какие понятия русского языка нам сегодня понадобятся?

– Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зелёный и голубой?

– Произнесите несколько согласных звуков, обозначенных зелёным цветом и прислушайтесь к себе. ( Попрошу детей надеть «наушники», т.е. зажимать ладошками ушки).

– Услышали себя? Использовали голос?

– Какой вывод делаем ?

– А теперь произнесите несколько согласных звуков, обозначенных голубым. Слышите разницу?

– Какой вывод делаем из этого?

Выполнение задания

Выписать из карточки слова, где первый звук звонкий.

звук

звонкий

согласный глухой

– Звонкие, глухие согласные звуки

– Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, поэтому использовали два цвета.

– Если при произнесении согласного звука мы услышим себя, значит, звук звонкий.

– Если при произнесении согласного звука мы не услышим себя, значит, звук глухой.

Взаимопроверка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
Постановка учебной задачи

– Над какой темой урока мы сегодня будем работать?

– Какую цель вы поставите на уроке?

– Почему почти возле всех букв согласных указаны два звука? – Что они составляют?

– Какую пару они составляют?

– Произнесите все твёрдые согласные звуки. А теперь – все мягкие согласные звуки.

– У каждого ли звука есть парный согласный по твёрдости-мягкости?

– У каких твердых согласных вы не обнаружили парного мягкого?

– У каких мягких согласных нет парного твёрдого?

– Произнесите (по цепочке) те согласные звуки, которые являются парными по твёрдости-мягкости.

– Сделайте вывод

– Звонкие и глухие согласные звуки

Научиться различать согласные звуки

Ответы детей

– Пару

– Пару по твёрдости-мягкости

Ответы детей

– ж, ш, ц

– й, ч, щ

– Согласные звуки могут быть парными по твёрдости-мягкости.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы
Динамическая минутка

«Дворник»

Сначала читаю первую чистоговорку и показываю движение, а дети точно должны воспроизвести все звуки и повторить движения.

РУ-ру-ру будем мы играть в игру

Ту-ду-ту – улицу мету

(размахивать кистями рук вправо-влево);

Па-ба-па – рассыпалась крупа

(пальцы обеих рук сжать в «щепотки» и как будто что-то посолить);

Ба-па-ба – вот стоит изба

(кистями рук изобразить домик);

Ду-ту-ду – я домой иду.

(дети сжимают обе руки в кулачки, разгибают указательный и средний палец и как будто идут ими по парте).

Повторяют движения и звукиПознавательные: логические, двигательная активность
Построение проекта выхода из затруднения

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

– Согласные звуки могут быть парными и по звонкости-глухости! – объявила Волшебница Анишит-Йокоп.

Маша и Миша удивлённо переглянулись.

– Поможем Маше и Миши разобраться в этом?

На доске написаны пары слов:

Бочка – почка

Доска – тоска

Влага – флаги

Голос – колос

Жар – шар

Зуд – суд

– Прочитайте вслух написанные пары слов.

– Чем похожи между собой эти слова?

– Произнесите первые звуки в словах левого столбика. Какие это согласные звуки?

– Произнесите первые звуки в словах правого столбика. Какие это согласные звуки?

– Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать?

– Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару:

ЗВОНКИЕ [Б] [Б’] [В] [В’] [Г] [Г’] [Д] [Д’] [Ж] [З] [З’]

ГЛУХИЕ [П] [П’] [Ф] [Ф’] [К] [К’] [Т] [Т’] [Ш] [С] [С’]

– Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости-глухости. Как можно назвать звуки, имеющие пару?

– Рассмотрите таблицу.

[Й’], [Л] [Л’], [М] [М’], [Н] [Н’], [Р] [Р’][-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘]

-Чем интересны эти звуки? Есть ли у каждого из них парный глухой?

– Рассмотрите плакат.

[- ] [- ], [- ], [- ], [- ][Х] [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’]

– Чем примечательны согласные звуки этого плаката? Есть ли у каждого из них парный звонкий?

– Каким словом их можно объединить?

НЕПАРНЫЕ

[Й’], [Л] [Л’], [М] [М’], [Н] [Н’], [Р] [Р’][Х] [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’]

– Звонкие

– Глухие

– Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой – без голоса

– Парные звонкие и глухие согласные

– Непарные звонкие и глухие согласные

Личностные: смыслообразование: задание, нацеленное на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач ;

регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком, установление причинно-следственных связей, рассуждений, доказательство, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

Игра «Дом парных согласных»

– Помогите Маши и Мише заселить Дом парных согласных звуков.

(Тетрадь, с.22, упр.5)

– Сколько пар звонких -глухих согласных насчитали?

Миша утверждает, что таких пар шесть, а Маша говорит, что их одиннадцать. Кто прав? Почему ошибся другой?

Мнения учащихся. Коллективное обсуждение.

– Пар по звонкости-глухости – 11

Личностные: самоопределение: задание, нацеленное на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям;

регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Динамическая минутка

Игра «Звонкий-глухой».

– Ребята, давайте поиграем. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный звук, вы хлопните в ладоши. Если слово начинается на глухой согласный – ударите ладошками по коленям.

Кот, том, бал, суп, лом, жар, шар, пол, мак, снег, зал, сова, ваза, фазан, булка

Уметь различать на слух звонкие и глухие согласные звукиПознавательные: логические, двигательная активность
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуСамостоятельная работа в тетрадях (с.19)Вставить пропущенные буквы. Соединить между собой слова, которые различаются буквами парных согласных звуков.Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
Рефлексия учебной деятельности

– Исследование какой темы урока мы вели сегодня на уроке?

– Что нового мы узнали на уроке?

– Всё ли было вам понятно на уроке?

– Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

– Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

Оценивают свою работу на уроке: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные:

рефлексия; личностные: смыслообразование

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.