Тема: Мир - наш дом.
Знаки препинания в сложных предложениях.
Автор публикации: Бежик Людмила Петровна
Казахстан. Петропавловск.
Высший колледж им.М.Жумабаева.
Преподаватель
Человечество на Земле и окружающая его природа составляют нечто единое,
живущее по общим законам природы.
Академик Владимир Вернадский
1 Повторение. 1 человек у доски – схема-конспект «Сложное предложение»
В это время – фронтальная работа – Игра «Верно-неверно» (ПРОВЕРКА – взаимопроверка с помощью отвечающего у доски )
1 | В сложном предложении одна или несколько грамматических основ |
2 | Сложные предложения по средствам связи делятся на ССП и СПП |
3 | Подчинительные союзы делятся на соединительные, разделительные и противительные |
4 | Союзные сложные предложения делятся на ССП и СПП |
5 | В СПП одно предложение является главным, другое – придаточным. |
6 | Существуют следующие виды придаточных предложений: определительные, обстоятельственные, объектные. |
- Работа над эпиграфом (фронтальная работа).
– Как понимаете эпиграф?
– Перестройте предложение-эпиграф в СП:1 вар – СПП, 2вар -ССП. (проверка у доски 2 чел)
САМОПРОВЕРКА
– Кто не допустил ошибок?
– Какие ошибки были допущены?
ПРИЕМ «Каждый учит каждого». – Разберите ошибки в группе. (Консультант – тот, кто не допустил ошибок)
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?
- Дуб предсказаний. С чем у вас ассоциируется слово МИР?
- Зигзаг (Каждый студент получает свою часть текста. Потом в экспертной группе работают над ее представлением. 1 чел. Представляет, заполняя часть схемы. Результат – составление схемы)
1 группа Экология есть наука, основанная на определенных представлениях о мире как органическом целом, т.е она изучает мир как целое. Я говорю «мир», ибо речь идет и о природе, и о человеке.
2 группа Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. Природа – дом, в котором живет человек. Но, с другой стороны, человек сам строит свой дом – культуру.
Сюда входят привычки, занятия, а также все, создаваемое человеком вокруг себя. Культура в широком смысле этого слова включает науку, технику, религию и прочее.
3 группа Задача экологии заключается в изучении цельности природы и связей всего со всем, что создано человеком.
Мир создан как целое с многообразными внутренними связями, которые нельзя нарушать. Все биологические связи, весь мир существуют для того, чтобы сохранить жизнь человека. Однако в мире не все благополучно.
4 группа. Значит, цель экологии – не только сохранение вселенной как органического целого, но и профилактическая помощь природе со стороны человека как единственного существа в природе, которое может говорить и защищать права природы на достойное существование: права растений, животных, рыб ландшафтов с горами, лесами и всей красотой, которая тоже нуждается в защите. (Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев)
ОЦЕНИВАНИЕВ ГРУППЕ (в экспертной).
5.Составление вопросов по тексту.
– Составьте по одному вопросу по предложенному материалу.
Один человек из группы задает вопрос, другие члены группы и другие группы отвечают. ВЗАИМОПРОВЕРКА: Меняются тетрадями по кругу, отмечают правильность ответа.
- Самостоятельная работа.
Записать выделенные СП, расставить знаки препинания, составить схемы, дать характеристику предложению. (ВЗАИМОПРОВЕРКА – меняются тетрадями с другой группой 1-3, 2-5, 4-6 с доски – слайд)
Итак, подведем итог занятия с помощью приема «Три правды, одна ложь». Вам нужно сформулировать ТРИ верных тезиса и ОДИН ложный по теме нашего занятия.
Посчитайте результаты вашей работы. У кого от 90 до 100 баллов? Вы отлично поработали на занятии. От 70 до 90? Хорошая работа на занятии. Остальным хочется рекомендовать повторить и хорошо выучить тему «Сложное предложение» и быть активнее на занятии.
Д.З. стр. 175 упр. 276 А «Русский язык 10 класс» З.Сабитова