Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Публикация

Автор публикации: Корень Виктория Валентиновна
Санкт-Петербург
ГБДОУ детский сад № 36
Воспитатель

 

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было успешным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий объединение усилий всех специалистов дошкольного учреждения и организацию работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, поиск новых подходов к  адаптации детей раннего возраста.

Специалисты ДОУ, выполняя свои профессиональные задачи, должны взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, другими педагогами и работниками данного учреждения с целью обеспечения комфортных условий для каждого воспитанника. Это требует  соблюдения следующих  условий: интеграции личностных и воспитательных ресурсов каждого специалиста в процессе профессионального взаимодействия; координации действий специалистов дошкольного учреждения по созданию комфортной социальной среды на основе повышения квалификации специалистов и индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

В целом для успешной адаптации детей в дошкольном учреждении необходимы:

– правильно организованный приём будущих воспитанников;

– создание психологически-благоприятной атмосферы в группе;

– организация работы с семьёй;

– правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование позитивных эмоциональных контактов «ребёнок – ребёнок» и «ребёнок- взрослый».

Деятельность администрации ДОУ связана с  организацией управления всей системой работы в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению: разрабатываются планы действий всех специалистов; организуется повышение квалификации сотрудников, используя все доступные формы: курсы повышения квалификации, методические объединения, участие в проблемных и творческих группах, методическая работа, самообразовательная работа.

Необходим отбор воспитателей, а также повышение их компетентности с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, тренинги, семинары и пр.). В процессе такой работы методист дошкольного учреждения подбирает литературу и методические материалы по организации периода адаптации и взаимодействию с  семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. По данным темам проводится педагогический совет, методист дает индивидуальные консультации воспитателям.  

В ходе реализации программы адаптации должна быть проведена диагностическая работа:  составлены индивидуальные  адаптационные карты каждого ребенка, проведено анкетирование родителей, выявлены потребности и претензии родителей. По результатам проделанной работы воспитатели готовят творческие отчеты, информацию для родителей. Составляются картотеки информационных материалов и накопительные папки по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь дошкольного учреждения. Этому способствует работа специалистов дошкольного учреждения с родителями.

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем по работе с родителями детей раннего возраста в период адаптации:

– изучение семей детей;

– изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

– просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;

– привлечение родителей к активному участию в совместной деятельности.

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, целенаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Поэтому, знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в дошкольное учреждение, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.

Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические показатели, которые объединены в три блока:

– поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

– нервно-психическое развитие;

– черты личности.

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы. Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.

У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.

Родители приглашаются посетить дошкольное учреждение вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается ему возможность познакомиться с помещениями группы, показываются игрушки, место для прогулок, занятий физкультурой и т.д. При этом воспитатель старается, как можно больше внимания уделять новому ребенку, старается понравиться малышу, чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и добрая «тетя». Даются советы мамам, чтобы они приучали малыша самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что в играх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своей очереди на качелях или чтобы поездить на велосипеде и т.п.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни — они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в дошкольное учреждение, нужно «одомашнить» группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей. Неплохо, если родители принесут из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома. Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавеска, пижама, фитоподушка, сделанные мамой. Все эти атрибуты становятся для малыша символом и частичкой дома.

Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.

Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы она образовывала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно.

Чтобы успешнее прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

Для ускорения процесса адаптации ребенка в дошкольном учреждении и устранения возможных негативных последствий в психическом и физическом здоровье детей необходимо создание   педагогических условий успешной адаптации, включающее:

– методическую поддержку воспитателей по вопросам психолого-педагогической поддержки вновь поступивших детей и вопросам построения взаимоотношений с родителями;

– повышение уровня педагогической грамотности родителей по вопросам подготовки ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению;

– систематическую и разнообразную работу по осуществлению взаимодействия педагога и родителей в процессе адаптации;

– создание для детей в дошкольном учреждении комфортной психологической обстановки.

С целью повышения уровня педагогической грамотности родителей по вопросам подготовки ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению и повышения заинтересованности родителей в решении совместно с дошкольным учреждением проблем периода адаптации рекомендуется следующая работа:

– изучение компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению и в период адаптации (анкетирование, собеседование);

– изучение претензий и предложений родителей по вопросам взаимодействия с дошкольным учреждением (анкетирование, собеседование);

– знакомство родителей с содержанием работы  в дошкольном учреждении по оптимизации адаптационного процесса;

– проведение «открытых дней» для родителей;

– оказание методической и практической помощи;

– целенаправленная просветительская работа (устные журналы с участием психолога, медиков, методистов; теоретико-практические семинары по вопросам адаптации детей, практические занятия, подбор и оформление информации в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке дошкольного учреждения и пр.);

– проведение (с участием медиков) обучения родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей (ЛФК, дыхательная гимнастика,  самомассаж, разнообразным  виды закаливания и т.д.);

– привлечение родителей к совершенствованию развивающей среды дошкольного учреждения.

Необходимо учитывать, что традиционные формы работы зачастую не вызывают интереса у родителей и, соответственно, не дают ожидаемого эффекта. В связи с этим эффективными представляются нетрадиционные формы работы. Примерами такой работы являются следующие.

Наглядно – информационное направление:  родительские уголки; папки  – передвижки, например,   «Здоровейка», семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», библиотека – передвижку;  фотомонтажи «Из жизни группы», фотовыставки семейный вернисаж «Моя семья»;  эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», копилку «Достижений» и пр.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того, чтобы она была действенной и помогала  активизировать родителей, можно использовать рубрики: 

«Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», ««Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «Здоровее день за днем», «Обратите внимание», в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем будет заниматься ребенок в дошкольном учреждении, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы по  подготовке ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению в семье, домашние задания и пр.

Важно повысить эффективность представленных в них материалов по  адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Рекомендуется использовать эмоциональные формы подачи материала, которая активно воздействует на сознание и чувства родителей. В «Уголке» освещаются возрастные особенности малышей, задачи воспитания здорового образа жизни, решаемые воспитателями совместно с семьей; должны быть конкретизированы задачи родителей в период адаптации ребенка раннего возраста. Наглядно – информационное направление помогает донести до родителей информацию об адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Накануне прихода детей в дошкольное учреждение проводится День открытых дверей, который  дает возможность познакомить родителей детей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию в подготовке ребёнка к дошкольное учреждение и ускорению процесса адаптации. Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где будут воспитываться дети. Показывается фрагмент работы дошкольного учреждения (подвижные игры, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая и методист беседуют с родителями, выясняя их впечатления, отвечая на возникшие вопросы.

Развитию родительской активности способствуют такие методы, как постановка перед родителями проблемных вопросов, разбор проблемных педагогических ситуаций. Они могут быть использованы практически во всех формах общения с родителями, как индивидуальных, так и коллективных (лекции, беседы, консультации и т. д.). Семинары-практикумы дают возможность рассказать о способах и приемах воспитания здорового образа жизни, воспитания самостоятельности и др.

Важной задачей является повышение заинтересованности родителей и активизация их участия в родительских собраниях, центральным вопросом которых является доклад на тему адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Используется проблемный характер доклада, тесная связь теории и практики, основанной на фактах, примерах из жизни детей в детском саду и в семье. Это помогло активизировать внимание родителей к проблемам адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения и воспитания здорового образа жизни. Для иллюстрации используются магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это способствует лучшему восприятию темы собрания, при этом родители не являются только пассивными слушателями. К методам активизирующего характера относятся вопросы к родителям, приведение примеров из жизни группы и конкретных детей, просмотр видеороликов, «ранжирование» по степени значимости задач подготовки ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в семье и др.

Учитывая занятость родителей, должны использоваться и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить воспитателей о замеченных необычных проявлениях дезадаптации детей. В качестве нетрадиционного метода активизации родителей используется и игровой метод.

Для оценки успешности адаптации детей к условиям ДОУ необходимо ориентироваться на критерии успешной адаптации. В целом, как показал анализ литературных источников (В.Н. Белкина и Л.В.Белкина, Р.Калинина), в период привыкания детей к дошкольному учреждению выделяются следующие критерии адаптации:

– удовлетворительное или неудовлетворительное состояние здоровья ребёнка;

– хороший или плохой аппетит;

– сон (быстрое засыпание, спокойный и крепкий сон, пробуждение с настроением хорошим или нет);

– двигательная активность (ребенок активный, подвижный или пассивный, скованный);

– взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками (на контакт идет легко, к общению есть интерес, агрессивность отсутствует или же затруднены контакты);

– деятельность (ребенок занят, даже увлечен, содержательная деятельность, в режимных моментах активен или же равнодушен, пассивен);

– речь (ответная, инициативная или отсутствует);

– позитивный или негативный эмоциональный тонус;

– желание – нежелание ребенка идти в дошкольное учреждение;

– суждения родителей о поведении и состоянии ребёнка в семье (заинтересованные и оптимистичные или же негативные, тревожные).

К основным критериям адаптации, по мнению  В.Н. Белкиной и Л.В.Белкиной,  относятся:

  • поведенческие реакции;
  • уровень нервно – психического развития;
  • заболеваемость и течение болезни;
  • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

По мнению В.Н. Белкиной и Л.В. Белкиной адаптационный период считается законченным, если:

  • ребенок ест с аппетитом;
  • быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • эмоционально общается с окружающими.
  • играет.

Если в течение 1 года и более не произошла адаптация к яслям или детскому саду, то это является для родителей сигналом того, что с ребенком не все в порядке и следует  обратиться к специалисту.

В процессе привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения выделено три основных этапа (фазы) процесса адаптации.

1. Острая фаза, которая сопровождается различными изменениями в соматическом состоянии ребенка и его психическом статусе. Это приводит к более частым респираторным заболеваниям, снижению веса и аппетита, нарушению сна, регрессу в развитии речи. Данный этап в среднем длится один месяц.

2. Подострая фаза, которая характеризуется адекватным поведением ребенка. При этом все изменения уменьшаются и регистрируются только по отдельным параметрам, на фоне замедленного, по сравнению со средними возрастными нормами,  темпа развития, особенно психического. Данный этап длится 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации, которая характеризуется у детей убыстрением темпа развития. К концу учебного года дети преодолевают задержку в развитии, указанную выше.

В.Н. Белкина и Л.В. Белкина выделяют следующие формы (степени тяжести) прохождения адаптации к детскому саду:

1. Легкая форма адаптации:

– временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

– аппетита (норма по истечении 10 дней);

– неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.);

– изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

– характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

– функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.

Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя форма адаптации: все нарушения выражены более и длительно:

– сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней;

– ориентировочная деятельность нормализуется в 20 дней;

– речевая активность нормализуется в 30-40 дней;

– эмоциональное состояние нормализуется в 30 дней;

– двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.  

Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая форма адаптации (от 2 до 6 месяцев), которая  сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения).

Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая форма адаптации: около полугода и более. При этом встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Таким образом, теоретически обоснованная и реализованная на практике комплексная система работы в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения способствует более легкому привыканию ребенка к новым условиям. 

К основным критериям адаптации относятся:

поведенческие реакции;
уровень нервно – психического развития;
заболеваемость и течение болезни;
главные антропометрические показатели физического развития.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.