Важность выбора метода обучения на занятиях.
В педагогике методом обучения принято обозначать способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение последними знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие.
Выбор педагогом методов обучения не может быть произвольным и случайным. Главный критерий выбора – эффективность метода и позитивные результаты его использования. От выбора методов обучения в значительной степени зависит коэффициент полезного действия учебных занятий.
Приведем объективные и субъективные причины, от которых зависит выбор методов обучения: закономерности и вытекающие из них принципы обучения; общие цели обучения, воспитания и развития человека; конкретные образовательно-воспитательные задачи; уровни мотивации обучения; особенности методики преподавания конкретной учебной дисциплины; содержание материала; время, отведенное на изучение того или иного материала; количество и сложность учебного материала; уровень подготовленности обучающихся; возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; сформированность у обучающихся учебных навыков; тип и структура занятия; количество обучающихся; интерес обучающихся; взаимоотношения между преподавателем и обучающимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность); материально-техническое обеспечение; особенности личности педагога, его квалификация.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода обучения для проведения занятий.
Обслуживая учебный процесс, методы обучения отражают закономерности и многообразие видов деятельности и действий педагога. Поэтому сущность и свойства метода могут быть поняты только на основе деятельностного подхода с учетом его природы, гносеологических и психологических аспектов познавательной и практической деятельности человека, а также применяющихся средств обучения. Природа и основополагающая функция метода определяются его местом в системе отношений категорий – цель, средства и результат.
В основе любого метода лежит цель, для достижения которой и совершается деятельность. Цель может быть критерием эффективности выбора метода. Если поставленная цель достигнута, – метод эффективен, если нет, – метод был выбран неправильно.
В обучении важно, чтобы цели, поставленные педагогом, не носили иллюзорный характер, соответствовали друг другу, были восприняты и внутренне осознаны. Дидактическая или воспитательная цель, поставленная педагогом, может быть достигнута только в том случае, если она учитывает индивидуальные особенности обучаемых, их мотивационную направленность. Поэтому при выборе методов обучения необходимо учитывать, что чистых методов, не связанных между собой в какой-либо ситуации, не бывает. В учебном процессе методы всегда взаимопроникают друг в друга, на каждом его этапе характеризуют уровень и содержание взаимодействия преподавателя и обучаемого. Если в определенный момент педагог использует конкретный метод, то это означает лишь то, что он доминирует на данном педагогическом этапе (Ю. К. Бабанский).
В обучении оба действующих субъекта – обучающий и обучающийся – характеризуются общей целью, но разными методами работы. Однако это не мешает рассматривать учебный процесс как совместную деятельность педагога и учащегося, в которой обе стороны идут к единой цели, хотя методы ее достижения различны.
Действительно, в реальном процессе обучения всё взаимосвязано и взаимообусловлено: преподавание и учение, содержание и форма, средства и цели. Однако, чтобы понять обучение как сложную и динамическую систему, необходимо рассмотреть как связи и отношения элементов этой системы, так и функционирование каждого элемента, взятого в определённой степени изолированно.
В рамках решения проблемы методов обучения исследователи пришли к следующим выводам:
Методы обучения должны содействовать переходности состояний неопределенности и определенности моментов, переходу из обычных состояний сознания в необычные, по крайней мере, на короткие промежутки времени.
Они должны возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.
Методы должны обеспечить «реалистическое столкновение с проблемой», погружение в нее, эмоциональную вовлеченность.
Они должны обеспечить столкновение противоположных понятий, образов и идей.
Методы должны приводить к тому, чтобы информация разных модальностей (зрительная, кинестетическая, слуховая и др.) была включена в процесс мышления.
В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.
Существуют также различные классификации методов обучения, многообразие которых зависит от избираемого принципа классификации.
Единой классификации методов обучения не существует. Это обусловлено тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Все более четко обозначается многосторонний, комплексный подход к характеристикам их сущности.
Ответ на вопрос о классификациях методов обучения имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку педагог руководствуется в своей деятельности стратегией и тактикой методов обучения.
Дидактические исследования показывают, что классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке.
Не вдаваясь в обстоятельный обзор всех классификаций методов обучения, отметим лишь, что каждая из них имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. В дидактическом отношении наиболее практичной представляется классификация М. А. Данилова и Б. П. Есипова. Авторы исходят из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности обучающихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:
методы приобретения новых знаний;
методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.