«Влияние успеха на учебную деятельность школьника»

Публикация

Автор публикации: Щеголеватых Наталья Владимировна
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской народной республики
«Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 29»
учитель математики

 

ДОКЛАД

«Влияние успеха на учебную деятельность школьника»

 

Крушение желания  учиться – самая серьезная  проблема обучения. Ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности.

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха – явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков – реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на будущее. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой – когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

  1. Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности?

Успех в учебной деятельности очень важен. Но помимо положительных результатов, непрерывный успех может привести к негативным последствиям.

Постоянное осознание успешности своих учебных действий приводит к тому, что учащийся начинает относиться к этому как к чему-то само собой разумеющемуся, а значит, перестает переживать из-за возможного неуспеха (т. к. ситуацию собственной неуспешности вообще не рассматривает).

У учащегося формируется уверенность в своем постоянном успехе, появляется завышенная самооценка. Ученик предъявляет повышенные требования к себе и окружающим. Он требует, ждет постоянного подтверждения успешности своей учебной деятельности. И учитель часто по выработавшейся у него привычке (а часто сравнивая “успешного” учащегося с менее способными его одноклассниками) подтверждает эту успешность.

Между тем успешность эта постепенно становится мнимой. Ибо завышенная самооценка и уверенность в постоянном успехе приводят к снижению старательности и ответственности; ученик все меньше времени уделяет выполнению домашних заданий, у него вырабатывается небрежное отношение к учебному материалу. На смену склонности к последовательности и глубине приходит поверхностный взгляд на самого себя и учебный материал. Излишняя уверенность в своих силах приводит к тому, что все меньше этих сил затрачивается на учебу. А значит – снижается успеваемость, т. е. появляются “пробелы” в значениях. А потребность в признании успешности и вера в себя сохраняются.

Разрыв между характеристикой учащегося и уровнем знаний, приобретенных им, становится все более заметным.

Поэтому в случае неуспеха ученик испытывает болезненное разочарование, которое приводит к потере веры в свои силы. Следствием этого является избегание неудач, которое проявляется главным образом в отказе от попыток справиться с учебной задачей. Заранее боясь провала, ученик не берется за то дело, с которым он, по его мнению, не справится. Количество нерешенных задач увеличивается, а попыток исправить ситуацию становится все меньше.

Подобная ситуация отрицательно сказывается отрицательно сказывается на личностной самооценке. Впоследствии может развиться комплекс неполноценности во взрослой жизни.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются успешные ученики – ухудшение взаимоотношений с окружающими. Отличники в большинстве своем с высокомерием относятся к тем, кто занимается хуже. Слабо успевающие учащиеся либо завидуют более успешным, либо откровенно смеются над ними. Отношения с учителями также не всегда складываются удачно.

  1. Как ситуация неуспеха влияет на становление личности?

Возможны два варианта влияния ситуации неуспеха на личность учащегося.

Первый вариант наиболее распространен.

Результатом постоянного отсутствия успеха является нежелание учиться, так как постоянные неудачи в учебе порождают неверие в себя, свои способности и возможности. Следствием этого является снижение познавательных способностей. Мотивы учения: социальные (включающие и профессионально-ценностные); коммуникативные, связанные со стремлением личности к самоутверждению в коллективе; познавательные, ядром которых является интерес к знанию и процессу его добывания – теряют свою актуальность. Все это приводит к неуспеваемости, которая выражается (заключается) в том, что ученик имеет слабым навыки по предмету, плохо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и другие. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности. Это отсутствие развития эмоциональной сферы, приводящее к примитивности восприятия и чувства. Не развиваются моральные качества личности. Все это сказывается на отношении к коллективу, к учителям. Ученик начинает избегать выполнения любых учебных заданий; “надевает” маску пренебрежения и грубости, которая постепенно становится его истинным лицом.

Неуспеваемость – комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты. Комплексным должно быть и ее решение.

Возможен второй вариант влияния неуспеха на личность ученика. Но этот вариант встречается довольно редко.

Редкие неудачи в учебе могут быть преодолены. Осознание неуспешности в обучении может привести к стремлению изменить ситуацию в лучшую сторону. Учащийся, испытывающий затруднения в учебе, пытается их устранить. Он начинает усиленно заниматься теми предметами, которые являются для него наиболее сложными. Попытка изменить ситуацию может оказаться результативной. Неуспех постепенно перестает в успех.

Если же неудачи в учебе преодолеваются с трудом, у учащегося есть возможность сохранить веру в себя, если он успешен в чем-то другом, в другой сфере деятельности (спорт, ЧГК).

Разрешение проблемы помогает учащемуся поверить в свои силы, а значит, в дальнейшем справляться с возникающими трудностями. Это положительно влияет не только на успеваемость, но и на становление личности в целом: укрепляется вера в собственные силы, развивается целеустремленность и настойчивость.

Подытожим:

III. Приемы создания ситуации успеха на уроке.

Алгоритм создания ситуации успеха

  1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

  1. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получится”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

  1. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”

“Выполняя работу, не забудьте о…..”

  1. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

  1. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

  1. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу.. .” “Так хочется поскорее увидеть…”

  1. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

– Педагог должен прежде всего проявлять веру в ребенка, настраивать его на успех;

– необходимо учитывать возрастные особенности детей;

– при изучении нового учебного материала необходимо задействовать все органы чувств (абстрактный рассказ не интересен);

– сравнивать успехи и неудачи ученика следует с его собственными предыдущими достижениями, а не с другими учащимися.

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.