МЫ – ТУРИСТЫ
(деятельность туристического кружка «Азимут»)
Автор публикации: Девятко О.В.
«Тверское суворовское военное училище Министерство обороны Российской Федерации»
воспитатель учебного курса
Проблема нравственного и гражданско-патриотического становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине, нравственному воспитанию.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество, важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка; оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе.
В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.
Для реализации этих целей на учебном курсе создан туристический кружок «Азимут», в котором занимаются обучающиеся 12-16 лет. Программа кружка предусматривает изучение природы Тверской области, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.
Программа кружка включает в себя несколько блоков:
- Туризм как средство познания окружающего мира.
- Знания о природных факторах и ресурсах.
- Медицинская, психологическая и физическая подготовка.
- Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах.
Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные:
формирование у обучающихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;
обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;
обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии;
закрепление знаний по картографии, экологии.
Развивающие:
развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Воспитательные:
воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
формирование организаторских навыков работы в коллективе.
Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает обучающимся обходиться без благ цивилизации и, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему окружению организовать мероприятия по выходу из данной ситуации.
Программа кружка объединяет в себе материал из различных наук: биологии, химии, физики, географии, ОБЖ и физической культуре, а это вызывает интерес для более углубленного изучения этих школьных предметов.
Для деятельности кружка необходимо медицинское имущество:
индивидуальные средства медицинской защиты;
аптечка индивидуальная;
перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри;
бинт марлевый медицинский нестерильный;
вата медицинская компрессная;
косынка медицинская (перевязочная);
повязки медицинские малая и большая стерильная;
медицинские предметы расходные:
булавка безопасная;
шины проволочные (лестничные) для ног и рук;
шина фанерная длиной 1 м;
туристические принадлежности:
компас;
комплект карт Тверской области;
топографическая карта (учебная);
комплект шанцевого инструмента (топор, лопата, нож);
комплект туристической посуды;
средства для обеззараживания воды;
спальный мешок;
туристический коврик;
туристическая палатка.
Методы и формы работы:
изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары);
поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий);
интеллектуальные игры, различные викторины.
Основной формой деятельности кружка является туризм (прогулки, экскурсии), полевая практика на местности и краеведческая работа. Во время полевых выходов в рамках летнего полевого лагеря обучающиеся учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы как средств выживания.
Члены кружка участвуют в спортивных соревнованиях, различных конкурсах викторинах по изученному материалу, готовят отчеты о проведении полевой практики.
На этапе начальной туристической подготовке педагог решает следующие задачи:
развитие знаний о человеке и его месте в природе;
формирование умений и навыков работы с планом и картой, туристическим снаряжением, ориентирования на местности.
Физическая, медицинская и психологическая подготовка проводится с учетом программных требований по физическому воспитанию и возрастных особенностей обучающихся.
Методы и формы проведения занятий:
теоретические – беседа с демонстрацией иллюстративного материала;
практические занятия в помещении и на местности: наблюдения, работа с измерительными приборами, экскурсии-практикумы по описанию объектов природы; подбор иллюстративного материала о растениях и животных края (для альбома, реферата), организация выставки книг; поход с преодолением различных препятствий, топографический диктант, работа с планом класса и училища, определение по компасу сторон горизонта, практическая работа по оказанию первой медицинской помощи, тренировки в спортивном зале и природных условиях
игровые формы (игры с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, игры на местности по карте, конкурсы и сюжетно-ролевые игры).
В этом разделе обучающиеся знакомятся с такими понятиями как: туризм, виды туризма, экология, окружающая среда, техника передвижения, разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях, снаряжение туристов, основы ориентирования на местности, способы поиска воды и пищи, меры профилактики простудных заболеваний, психология выживания.
Следующий раздел программы работы кружка «Автономное выживание в экстремальных ситуациях».
Цель: формирование понятия адаптации человека к условиям автономного существования в природе, практических навыков выживания в различных ландшафтах и городской среде.
Задачи, которые решает педагог:
развитие знаний о человеке и его адаптации к климату умеренного пояса, роли рекреационной (туристско-краеведческой) деятельности в укреплении здоровья юного туриста;
формирование умений и навыков выполнения норм и правил рекреационного природопользования;
показ роли спортивного туризма, спортивного ориентирования в развитии личности, в оздоровлении;
воспитание чувства ответственности за себя и того, кто находится рядом, стремление помочь выжить другим.
Обучающиеся знакомятся с понятиями: выживание (в полярных условиях, горах, тропиках, в условиях умеренного климата, пустыне, на море, при чрезвычайных ситуациях природного характера, при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера, авариях на химических и других опасных предприятиях); безопасность на дорогах, в общественном транспорте, в домашней среде, при террористических актах; мероприятия, которые необходимо выполнить для успешного выживания.
Практическая работа – походы (в данном разделе главное место отводится походам по территории района); добыча воды в трудных условиях; тренировки по спасательным работам (использование средств связи, знаки и сигналы спасения, действия поисковой партии); составление памяток выживания в разной среде.
В результате прохождения программного материала, обучающиеся туристического кружка «Азимут»:
знают:
что такое туризм, поход, загородная поездка;
снаряжение туриста (пеший поход выходного дня);
состав медицинской аптечки;
экологически чистый бивак, правила его оборудования;
самодельное туристское снаряжение, способствующее охране окружающей природной среды;
правила пользования огнем в туристском походе;
хождения по равнинным участкам;
спуска и подъема по склонам;
понятия: план школы, города и его окрестности, местность, масштаб, карта (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская);
условные знаки плана, топографической карты, спортивного ориентирования (отдельные знаки);
местные признаки ориентирования;
устройство компаса и приемы работы с ним;
многообразие растений и животных леса, луга;
типичные растения и животные природной зоны края;
редкие и исчезающие растения края;
факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своей природной зоны);
устройство своего организма;
гигиену туриста;
правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе;
заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры их профилактики; заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды;
особенность медицинской и физической подготовки юного туриста;
ядовитые и несъедобные растения и грибы своего края;
понятие природных зонах и ландшафтах;
особенности выживания в автономных условиях;
закономерности природы различных областей;
длительность периода заживления ран, нанесенных природе туристами (кострища);
понимают:
воздействие туристского снаряжения (кострового и бивачного снаряжения) и оборудования на природу;
что неправильное (т.е. экологически безграмотное) передвижение туристов, отдыхающих по местности – причина разрушения природных ландшафтов;
что правильно выбранное личное снаряжение и медицинская аптечка – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья;
назначение плана местности и различных карт для туриста, роль плана, карты в деле охраны природы;
влияние занятий по спортивному ориентированию на оздоровление, развитие наблюдательности и кругозора;
значение леса, луга, водоема в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и туризме;
влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);
влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека;
влияние условий окружающей среды на здоровье человека;
необходимость в сохранении чистоты среды обитания человека для сохранения его здоровья.
что правильно выбранная норма поведения снизит нагрузку на природу;
умеют:
подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий;
пользоваться огнем в туристском походе;
правильно выбирать место спуска и подъема по склонам разного типа, спускаться и подниматься по склону;
выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, лиственным, смешанным), по лугу и болоту;
правильно оборудовать кострище;
работать с планом и топографической картой;
выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;
работать с компасом: определять стороны горизонта, ориентировать на местности;
определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду;
определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков;
приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания.
выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу);
определять ядовитые, несъедобные растения и грибы;
обеззараживать и очищать питьевую воду в полевых условиях;
правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года;
правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях;
в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов;
собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;
объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.
Подводя итог, необходимо отметить, что туристическая деятельность выполняет различные функции:
познавательно-образовательная функция позволяет обучающимся пополнять знания и представления об окружающем мире и природной среде. Ведь турист по своей природе любопытен и любознателен. Он стремится узнать (увидеть, услышать, потрогать, отведать) что-либо новое, неизвестное ему, или убедиться в качествах некоего объекта, о котором ему прямо или опосредовано известно из различных источников (книги, кино, видео, рассказы) или неизвестно вовсе. Именно благодаря туризму происходит одно из самых эффективных в образовательном плане знакомств с историей и культурой своего региона, страны.
Воспитательная функция проявляется в планомерном формировании нравственных, моральных и эстетических качеств современного гражданина, привитии ему любви к окружающему миру.
Оздоровительно-релаксационная функция: благотворное воздействие природы на человека помогает ему восстанавливаться умственно, физически и эмоционально.
Спортивная функция. Участие в работе туристического кружка «Азимут» способствует укреплению состояния здоровья обучающихся и повышению уровня их физической подготовки.
Социально-экономическая функция: занятия в туристическом кружке «Азимут» способствуют более рациональному использованию свободного времени обучающихся, их самореализации.
Список литературы
- Багдасарян В.Э. История туризма: учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва: ИНФРА-М, 2021,190 с.
- Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011, 352 с.
- Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. Учебно-методическое пособие» 2-е издание, дополненное. – М.: ФЦДЮТиК, 2006, 208 с.
- Развитие воспитательных систем в современной образовательной организации в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г./ под ред. Д.В. Смирнова; сост.: В.П. Голованов, Г.Н. Ищук, Г.В. Зубковская, Д.В. Смирнов. – М.: Радуга-ПРЕСС, 2016, 291 с.