Образовательный портал Источник
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70051
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в vk
Поделиться в skype

МЫ – ТУРИСТЫ
(деятельность туристического кружка «Азимут»)

Публикация

Автор публикации: Девятко О.В.
«Тверское суворовское военное училище Министерство обороны Российской Федерации»
воспитатель учебного курса

 

Проблема нравственного и гражданско-патриотического становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине, нравственному воспитанию.

Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество, важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка; оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

Для реализации этих целей на учебном курсе создан туристический кружок «Азимут», в котором занимаются обучающиеся 12-16 лет. Программа кружка предусматривает изучение природы Тверской области, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.

Программа кружка включает в себя несколько блоков:

  1. Туризм как средство познания окружающего мира.
  2. Знания о природных факторах и ресурсах.
  3. Медицинская, психологическая и физическая подготовка.
  4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах.

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные:

формирование у обучающихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;

обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;

обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии;

закрепление знаний по картографии, экологии.

Развивающие:

развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

формирование организаторских навыков работы в коллективе.

Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает обучающимся обходиться без благ цивилизации и, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему окружению организовать мероприятия по выходу из данной ситуации.

Программа кружка объединяет в себе материал из различных наук: биологии, химии, физики, географии, ОБЖ и физической культуре, а это вызывает интерес для более углубленного изучения этих школьных предметов.

Для деятельности кружка необходимо медицинское имущество:

индивидуальные средства медицинской защиты;

аптечка индивидуальная;

перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри;

бинт марлевый медицинский нестерильный;

вата медицинская компрессная;

косынка медицинская (перевязочная);

повязки медицинские малая и большая стерильная;

медицинские предметы расходные:

булавка безопасная;

шины проволочные (лестничные) для ног и рук;

шина фанерная длиной 1 м;

туристические принадлежности:

компас;

комплект карт Тверской области;

топографическая карта (учебная);

комплект шанцевого инструмента (топор, лопата, нож);

комплект туристической посуды;

средства для обеззараживания воды;

спальный мешок;

туристический коврик;

туристическая палатка.

Методы и формы работы:

изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары);

поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий);

интеллектуальные игры, различные викторины.

Основной формой деятельности кружка является туризм (прогулки, экскурсии), полевая практика на местности и краеведческая работа. Во время полевых выходов в рамках летнего полевого лагеря обучающиеся учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы как средств выживания.

Члены кружка участвуют в спортивных соревнованиях, различных конкурсах викторинах по изученному материалу, готовят отчеты о проведении полевой практики.

На этапе начальной туристической подготовке педагог решает следующие задачи:

развитие знаний о человеке и его месте в природе;

формирование умений и навыков работы с планом и картой, туристическим снаряжением, ориентирования на местности.

Физическая, медицинская и психологическая подготовка проводится с учетом программных требований по физическому воспитанию и возрастных особенностей обучающихся.

Методы и формы проведения занятий:

теоретические – беседа с демонстрацией иллюстративного материала;

практические занятия в помещении и на местности: наблюдения, работа с измерительными приборами, экскурсии-практикумы по описанию объектов природы; подбор иллюстративного материала о растениях и животных края (для альбома, реферата), организация выставки книг; поход с преодолением различных препятствий, топографический диктант, работа с планом класса и училища, определение по компасу сторон горизонта, практическая работа по оказанию первой медицинской помощи, тренировки в спортивном зале и природных условиях

игровые формы (игры с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, игры на местности по карте, конкурсы и сюжетно-ролевые игры).

В этом разделе обучающиеся знакомятся с такими понятиями как: туризм, виды туризма, экология, окружающая среда, техника передвижения, разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях, снаряжение туристов, основы ориентирования на местности, способы поиска воды и пищи, меры профилактики простудных заболеваний, психология выживания.

Следующий раздел программы работы кружка «Автономное выживание в экстремальных ситуациях».

Цель: формирование понятия адаптации человека к условиям автономного существования в природе, практических навыков выживания в различных ландшафтах и городской среде.

Задачи, которые решает педагог:

развитие знаний о человеке и его адаптации к климату умеренного пояса, роли рекреационной (туристско-краеведческой) деятельности в укреплении здоровья юного туриста;

формирование умений и навыков выполнения норм и правил рекреационного природопользования;

показ роли спортивного туризма, спортивного ориентирования в развитии личности, в оздоровлении;

воспитание чувства ответственности за себя и того, кто находится рядом, стремление помочь выжить другим.

Обучающиеся знакомятся с понятиями: выживание (в полярных условиях, горах, тропиках, в условиях умеренного климата, пустыне, на море, при чрезвычайных ситуациях природного характера, при чрезвычайных ситуациях антропогенного характера, авариях на химических и других опасных предприятиях); безопасность на дорогах, в общественном транспорте, в домашней среде, при террористических актах; мероприятия, которые необходимо выполнить для успешного выживания.

Практическая работа – походы (в данном разделе главное место отводится походам по территории района); добыча воды в трудных условиях; тренировки по спасательным работам (использование средств связи, знаки и сигналы спасения, действия поисковой партии); составление памяток выживания в разной среде.

В результате прохождения программного материала, обучающиеся туристического кружка «Азимут»:

знают:

что такое туризм, поход, загородная поездка;

снаряжение туриста (пеший поход выходного дня);

состав медицинской аптечки;

экологически чистый бивак, правила его оборудования;

самодельное туристское снаряжение, способствующее охране окружающей природной среды;

правила пользования огнем в туристском походе;

хождения по равнинным участкам;

спуска и подъема по склонам;

понятия: план школы, города и его окрестности, местность, масштаб, карта (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская);

условные знаки плана, топографической карты, спортивного ориентирования (отдельные знаки);

местные признаки ориентирования;

устройство компаса и приемы работы с ним;

многообразие растений и животных леса, луга;

типичные растения и животные природной зоны края;

редкие и исчезающие растения края;

факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своей природной зоны);

устройство своего организма;

гигиену туриста;

правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе;

заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры их профилактики; заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды;

особенность медицинской и физической подготовки юного туриста;

ядовитые и несъедобные растения и грибы своего края;

понятие природных зонах и ландшафтах;

особенности выживания в автономных условиях;

закономерности природы различных областей;

длительность периода заживления ран, нанесенных природе туристами (кострища);

понимают:

воздействие туристского снаряжения (кострового и бивачного снаряжения) и оборудования на природу;

что неправильное (т.е. экологически безграмотное) передвижение туристов, отдыхающих по местности – причина разрушения природных ландшафтов;

что правильно выбранное личное снаряжение и медицинская аптечка – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья;

назначение плана местности и различных карт для туриста, роль плана, карты в деле охраны природы;

влияние занятий по спортивному ориентированию на оздоровление, развитие наблюдательности и кругозора;

значение леса, луга, водоема в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и туризме;

влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);

влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека;

влияние условий окружающей среды на здоровье человека;

необходимость в сохранении чистоты среды обитания человека для сохранения его здоровья.

что правильно выбранная норма поведения снизит нагрузку на природу;

умеют:

подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий;

пользоваться огнем в туристском походе;

правильно выбирать место спуска и подъема по склонам разного типа, спускаться и подниматься по склону;

выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, лиственным, смешанным), по лугу и болоту;

правильно оборудовать кострище;

работать с планом и топографической картой;

выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

работать с компасом: определять стороны горизонта, ориентировать на местности;

определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду;

определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков;

приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания.

выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу);

определять ядовитые, несъедобные растения и грибы;

обеззараживать и очищать питьевую воду в полевых условиях;

правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года;

правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях;

в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов;

собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;

объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

Подводя итог, необходимо отметить, что туристическая деятельность выполняет различные функции:

познавательно-образовательная функция позволяет обучающимся пополнять знания и представления об окружающем мире и природной среде. Ведь турист по своей природе любопытен и любознателен. Он стремится узнать (увидеть, услышать, потрогать, отведать) что-либо новое, неизвестное ему, или убедиться в качествах некоего объекта, о котором ему прямо или опосредовано известно из различных источников (книги, кино, видео, рассказы) или неизвестно вовсе. Именно благодаря туризму происходит одно из самых эффективных в образовательном плане знакомств с историей и культурой своего региона, страны.

Воспитательная функция проявляется в планомерном формировании нравственных, моральных и эстетических качеств современного гражданина, привитии ему любви к окружающему миру.

Оздоровительно-релаксационная функция: благотворное воздействие природы на человека помогает ему восстанавливаться умственно, физически и эмоционально.

Спортивная функция. Участие в работе туристического кружка «Азимут» способствует укреплению состояния здоровья обучающихся и повышению уровня их физической подготовки.

Социально-экономическая функция: занятия в туристическом кружке «Азимут» способствуют более рациональному использованию свободного времени обучающихся, их самореализации.

Список литературы

 

  1. Багдасарян В.Э. История туризма: учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва: ИНФРА-М, 2021,190 с.
  2. Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011, 352 с.
  3. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. Учебно-методическое пособие» 2-е издание, дополненное. – М.: ФЦДЮТиК, 2006, 208 с.
  4. Развитие воспитательных систем в современной образовательной организации в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г./ под ред. Д.В. Смирнова; сост.: В.П. Голованов, Г.Н. Ищук, Г.В. Зубковская, Д.В. Смирнов. – М.: Радуга-ПРЕСС, 2016, 291 с.
Образовательный портал

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.