Психологический тренинг
«Я - родитель особого ребенка».
Автор публикации: Гольман Татьяна Ильинична
г.Новосибирск МКУ Центр “Теплый дом”
педагог-психолог
Цель: повышение педагогической компетенции и эмоциональной ресурсности родителей детей с ОВЗ.
Участники: родители детей с ОВЗ.
Материалы: копии метафорических карт «Роботы» (на каждого участника), листы А4 (по 2 на каждого участника), клей (1 шт. на 2-3 участника), половина листа А4 (на каждого участника), цветные карандаши и фломастеры (1 уп. на 2-3 участника), 6 платочков, мешочек с различными предметами, флипчарт с маркером, лист с незаконченными предложениями для рефлексии.
- Вступительное слово.
Психолог: «Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте жизни. Рождение ребенка с ограничениями является для родителей тем толчком, который вызывает процессы «переживания горя». Внутренняя духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущего семьи.
Этапы переживания горя:
- Шок (эмоциональный взрыв, эмоциональный ступор).
- Отрицание – вы все ошибаетесь, это не так! Врач ошибся, родитель игнорирует болезнь, теряет время.
- Сделка – я сделаю все, что угодно, чтобы все изменить, исправить, переделать.
- Гнев – все вокруг против меня, всех ненавижу. Родитель может заниматься самобичеванием, либо обвинять других или ребенка.
- Депрессия – я ничего не могу, я уже ничего не хочу, мне все равно… Какие чувства испытывает человек в депрессии? Ощущение отчаяния, пустоты, одиночества, вина, страх, беспомощность, злость.
- Принятие ребенка.
Часто родители особенных детей застревают на какой-либо стадии, чаще на стадии депрессии или агрессии. Возможно и на стадии отрицании.
Застревание в процессе переживания горя провоцирует у родителей формирование дезадаптивных черт личности и негармоничных форм взаимодействия с ребенком.
Данный тренинг включает в себя такие упражнения, которые помогут выявить деструктивные взаимодействия с ребенком и способствовать формированию новых отношений, а также содействовать гармонизации эмоционального состояния».
- Правило работы группы
Обсуждаются следующие правила работы группы: активность, достоверность суждений, конфиденциальность, «здесь и сейчас», отсутствие критики по отношению друг другу, безоценочность суждений, принцип доброжелательности и поддержки, «говорит один».
- Упражнение «Чудесный мешочек».
Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, нужно найти сходство между ними и своей семьей.
- Мозговой штурм «Для чего?»
Психолог: «Очень часто родители детей с ОВЗ задают вопросы: Почему со мной это произошло? Почему именно с моим ребенком? Некоторые спрашивают: За что? Какие могут быть ответы? Часто родители не находят ответов на вопросы, так как не те вопросы задают. Попробуем задать другой вопрос – для чего?».
- Графический тест «Болезнь моего ребенка»
Участников группы психолог просит нарисовать болезнь своего ребенка (абстрактно) и метафорически опишисать ее.
Рефлексия: Обязательно после данного упражнения проводится обсуждение рисунков и тех чувств, которые вызывает данное изображение.
- Арттерапевтическое упражнение «Роботы».
Психолог раздает копии метафорических карт «Роботы» и лист А4 каждому участнику. Задача каждого участника – создать робота-родителя, похожего на него самого. Карточки приклеиваются на бумагу А4. Затем родители рассказывают о своем роботе.
- Упражнение «Автопортрет».
Каждый член группы составляет свою психологическую характеристику, включающую не менее 4-6 признаков. Остальные по описанию должны узнать автора. Затем каждый составляет психологическую характеристику своего ребенка, включающую не менее 4-6 признаков.
- Упражнение «Способы взаимодействия».
Психолог: «Каждый родитель по-своему взаимодействует со своим ребенком, но, как правило, можно выделить три тенденции во взаимоотношениях. Сейчас мы их увидит в упражнении».
Выбирается один участник в роли ребенка. Прячут предмет.
Задание 1: «ребенок» ищет, остальные помогают ему, хлопая в ладоши.
Задание 2: психолог сам берет руку «ребенка» и отводит к предмету.
Задание 3: психолог бьет и оскорбляет «ребенка».
Рефлексия: Что чувствовал «ребенок» в каждом случае? Какого родителя хотелось бы «ребенку»? Какой способ часто выбирают родители особенных детей».
- Упражнение «Шесть платочков».
Приглашается один доброволец, который будет играть роль ребенка. Затем рассказывается следующая история.
Психолог: «Ты мой маленький ребенок. Мы спешим с тобой в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок – Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты. – Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (другой член группы завязывает глаза платочком) Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь с ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь: – Мама, а кто такой дядя Юра? – Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (другой член группы завязывает платочком уши) Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше. – Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая… – Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (другой член группы завязывает платочком рот) Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Я кричу: – Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (другой член группы завязывает руки платочком) Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё. – Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (другой член группы завязывает платочком ноги) Ребенок начинает хныкать. Я кричу на неё: – Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (другой член группы завязывает платком сердце)».
Рефлексия: Какой платок хочется развязать в первую очередь и почему? Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия?
- Итоговая рефлексия.
- Участники тренинга должны ответить на такие вопросы как:
- Что им понравилось в данном тренинге?
- Какие из упражнений были легкими, а какие сложными?
- Сравнить свои чувства и эмоции в начале тренинга и в конце.
- Что бы они хотели изменить или предложить по окончании тренинга?
- Участники выбирают из списка начало предложения и заканчивают его.
– Я понял(а)…
– Меня удивило…
– Я почувствовал(а)…
– Думаю…
– Сегодня меня раздражало, а…
– Мне очень понравилось…