Психологический тренинг
«Я - родитель особого ребенка».

Публикация

Автор публикации: Гольман Татьяна Ильинична
г.Новосибирск МКУ Центр “Теплый дом”
педагог-психолог

 

Цель: повышение педагогической компетенции и эмоциональной ресурсности родителей детей с ОВЗ.

Участники:  родители детей с ОВЗ.

Материалы: копии метафорических карт «Роботы» (на каждого участника), листы А4 (по 2 на каждого участника), клей (1 шт. на 2-3 участника), половина листа А4 (на каждого участника), цветные карандаши и фломастеры (1 уп. на 2-3 участника), 6 платочков, мешочек с различными предметами, флипчарт с маркером, лист  с незаконченными предложениями для рефлексии.

  1. Вступительное слово.

Психолог: «Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей,  но и изменяет их представление о своей роли и месте жизни. Рождение ребенка с ограничениями является для родителей тем толчком, который вызывает процессы «переживания горя». Внутренняя  духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущего семьи.

Этапы переживания горя:

  1. Шок (эмоциональный взрыв, эмоциональный ступор).
  2. Отрицание – вы все ошибаетесь, это не так! Врач ошибся, родитель игнорирует болезнь, теряет время.
  3. Сделка – я сделаю все, что угодно, чтобы все изменить, исправить, переделать.
  4. Гнев – все вокруг против меня, всех ненавижу. Родитель может заниматься самобичеванием, либо обвинять других или ребенка.
  5. Депрессия – я ничего не могу, я уже ничего не хочу, мне все равно… Какие чувства испытывает человек в депрессии? Ощущение отчаяния, пустоты, одиночества, вина, страх, беспомощность, злость.
  6. Принятие ребенка.

Часто родители особенных детей застревают на какой-либо стадии, чаще на стадии депрессии или агрессии. Возможно и на стадии отрицании.

Застревание в процессе переживания горя провоцирует у родителей формирование дезадаптивных черт личности и негармоничных форм взаимодействия с ребенком.

Данный тренинг включает в себя такие упражнения, которые помогут выявить деструктивные взаимодействия с ребенком и способствовать формированию новых отношений, а также содействовать гармонизации эмоционального состояния».

  1. Правило работы группы

Обсуждаются следующие правила работы группы: активность, достоверность суждений, конфиденциальность, «здесь и сейчас»,  отсутствие критики по отношению друг другу, безоценочность суждений, принцип доброжелательности и поддержки, «говорит один».

 

  1. Упражнение «Чудесный мешочек».

Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, нужно найти сходство между ними и своей семьей.

  1. Мозговой штурм «Для чего?»

Психолог: «Очень часто родители детей с ОВЗ задают вопросы: Почему со мной это произошло? Почему именно с моим ребенком? Некоторые спрашивают: За что? Какие могут быть ответы? Часто родители не находят ответов на вопросы, так как не те вопросы задают. Попробуем задать другой вопрос – для чего?».

 

  1. Графический тест «Болезнь моего ребенка»

Участников группы психолог просит нарисовать болезнь своего ребенка (абстрактно) и метафорически опишисать ее.

Рефлексия: Обязательно после данного упражнения проводится обсуждение рисунков и тех чувств, которые вызывает данное изображение.

 

  1. Арттерапевтическое упражнение «Роботы».

Психолог раздает копии метафорических карт «Роботы» и лист А4 каждому участнику. Задача каждого участника – создать робота-родителя, похожего на него самого. Карточки приклеиваются на бумагу А4. Затем родители рассказывают о своем роботе.

 

  1. Упражнение «Автопортрет».

Каждый член  группы составляет свою психологическую характеристику, включающую не менее 4-6 признаков. Остальные по описанию должны узнать автора. Затем каждый составляет психологическую характеристику своего ребенка, включающую не менее 4-6 признаков.

  1. Упражнение «Способы взаимодействия».

Психолог: «Каждый родитель по-своему взаимодействует со своим ребенком, но, как правило, можно выделить три тенденции во взаимоотношениях. Сейчас мы их увидит в упражнении».

Выбирается один участник в роли ребенка. Прячут предмет.

Задание 1: «ребенок» ищет, остальные помогают ему, хлопая в ладоши.

Задание 2: психолог сам берет руку «ребенка» и отводит к предмету.

Задание 3: психолог бьет и оскорбляет «ребенка».

Рефлексия: Что чувствовал «ребенок» в каждом случае? Какого родителя хотелось бы «ребенку»? Какой способ часто выбирают родители особенных детей».

  1. Упражнение «Шесть платочков».

Приглашается один доброволец, который будет играть роль ребенка. Затем рассказывается следующая история.

Психолог: «Ты мой маленький ребенок. Мы спешим с тобой в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок – Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты. – Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (другой член группы завязывает глаза платочком) Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь с ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь: – Мама, а кто такой дядя Юра? – Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (другой член группы завязывает платочком уши) Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше. – Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая… – Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (другой член группы завязывает платочком рот) Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Я кричу: – Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (другой член группы завязывает руки платочком) Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё. – Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (другой член группы завязывает платочком ноги) Ребенок начинает хныкать. Я кричу на неё: – Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (другой член группы завязывает платком сердце)».

Рефлексия: Какой платок хочется развязать в первую очередь и почему? Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия?

  1. Итоговая рефлексия.
  2. Участники тренинга должны ответить на такие вопросы как:
  • Что им понравилось в данном тренинге?
  • Какие из упражнений были легкими, а какие сложными?
  • Сравнить свои чувства и эмоции в начале тренинга и в конце.
  • Что бы они хотели изменить или предложить по окончании тренинга?
  1. Участники выбирают из списка начало предложения и заканчивают его.

– Я понял(а)…

– Меня удивило…

– Я почувствовал(а)…

– Думаю…

– Сегодня меня раздражало, а…

– Мне очень понравилось…

Похожие статьи

Если Вы еще не зарегистрировались на портале?

Пройдите короткую регистрацию

У Вас появится доступ к личному кабинету участника, Вы будете получать результаты тестов на свой Email и сможете оформить диплом.