Женские образы в современной военной прозе

Город Сердобск Пензенская область
МОУ СОШ №6 им. Н.Кузьмина.

Публикация

Внеклассное чтение по книге Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Тема: «Женские образы в современной военной прозе».

Запись на доске:
«Мне вообще нравятся люди, которые негромко живут, но если надо, идут в бой, на смерть, знают, во имя чего спасают тонущего ребенка, мчатся в ночь к больному человеку, строят город в пустыне»
Б. Васильев

«Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. А женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами» Б. Васильев

Дисгармония – несогласованность, нарушение соответствия чего-либо с чем-либо.
Гармония – стройное сочетание, взаимное соответствие.

Слово учителя.
Урок внеклассного чтения по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» хочу начать словами самого писателя.
«Каждый писатель пишет о своем времени, какой бы темы или эпохи он не коснулся. И я написал о том, что знаю. О моем поколении… Опыт поколения – это и биография героев и выстраданное самим собой».

Тема Великой Отечественной войны всегда волновала и волнует нас, а повесть привлекает и тем, что героини – девушки, только что вступающие в жизнь, они по возрасту
близки старшеклассникам, их восприятие жизни, их чувства, их мысли близки вам, школьникам.
И хотя в повести рассказывается о далеких днях войны, тема ее, основной пафос близки и понятны каждому.
Сам писатель, ушедший на фронт в 19 лет, подчеркивает, что повесть, прежде всего, адресована молодежи.
«Я хотел рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными их современницами. И в то же время девочками 30х годов.»
Писатель исследует нравственные истоки героизма народа в Великой Отечественной войне.
Мы становимся свидетелями будней полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому спокойном глухом разъезде в Карелии.

В основу повести положен маленький, совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано о нем так, что за ним встает вся минувшая война – о ее страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека.
Трагизм этого разлада подчеркнут в названии повести, и усугубляется тем, что герои ее – девушки вынуждены заниматься суровым ремеслом войны.
Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя долга перед Родиной.
Знакомство с биографией писателя.
Б. Л. Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом –кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие» — первое прозаическое произведение. Напечатано в 1969 году в журнале
«Юность». Потом появились повести «Самый длинный день», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился».

Писатель вспоминает:
«…замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва кончив десятый класс, в первые дни войны, точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смерти, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести – больная и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»
Контраст становится в повести одним их основных средств раскрытия ее идейного смысла, само название – контраст тому, о чем рассказывается в ней.

Вопросы к повести.
— Где происходит действие, какие события описаны в повести?
— Художественный пересказ о Рите Осяниной.
— Художественный пересказ о Жене Комельковой.

Вывод: Нас не могут не восхищать отчаянная храбрость, самоотверженность, сила воли девушек.
-Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171 разъезде?
Первая часть повести не только оттеняет трагизм событий, о которых будет рассказано дальше, но всем строем, авторской интонацией, каждой деталью подчеркивает, что девушки, озорные и веселые, ведут себя не так, как положено на войне. (постирушки, «трещали», как сороки, загорали)
Когда читаешь начало повести, сначала не ждешь, даже не предполагаешь такого трагического конца. Как-то все просто и обычно. На задание идут весело, просто, их не страшит враг силою до 2х фрицев.
Может быть, поэтому больно читать о том, как они гибнут.
Не знали ни любви, ни материнства. Ничего не видели, были молодыми. Их и бойцами нельзя назвать.
А многие погибали, защищая страну.
— Что привело девушек на фронт?
О том, какой личный счет с врагом у Жени и у Риты, было рассказано.
Вспомним прошлое Сони Гурвич, Лизы Бричкиной, Гали Четвертак.
Лиза Бричкина – нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, ощущение завтрашнего дня. (в нее было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места)
Соня Гурвич – талант, любовь к поэзии, театру.
Галя Четвертак – фантазия, мечтательность, воображение.
Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно дает почувствовать, как глупо, несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.
— Сопоставим героинь повести с теми девушками, о которых пишет Ю. Друнина.
(Стихи Ю. Друниной.)

Поэтесса доказывает возможность присутствия и активной деятельности женщины на фронте.
Она гордится своими девчатами в кирзовых сапогах, сражающимися в самом пепле, где рвутся снаряды, где кровь и смерть.
Так бы могли написать о себе и своих подругах Женя Комелькова, Рита Осянина. Но не так пишет Васильев.
Его отношение к ним – отношение старшего, сильного, умудренного опытом человека, понимающего, что война и женщина – понятия несовместимые.
— Как ведут себя девушки в трудную минуту, как погибают?
— Почему погибла Лиза? Она была опытнее других? (Стремились выполнить приказ Васкова.)
-Почему Ж. Комелькова не затаилась, а приняла бой?
Она хотела чем-нибудь помочь смертельно раненной Рите и Васкову, который должен довести дело до конца. Она понимала, что, уводя в сторону боевых товарищей, она спасает их от верной смерти.
— Права ли Рита, выстрелив себе в висок?
Рита 2 раза выручает старшину. Принимает огонь на себя. Смертельная рана, не желает быть ему обузой.
— Как погибли Соня и Галя? Можно ли их осуждать за нелепую смерть? (Соня убита ножом в грудь.)
Б. Васильев.

Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, была намного труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Г. Четвертак об этом.

— Правы ли Рита и Женя, желая поставить вопрос о поведении Гали в бою на комсомольском собрании?
— Как расценивает поведение Гали Федот Васков?
— Почему он берет в разведку Галю?

Ответы в повести.
— Можно ли осуждать их за нелепую смерть?
Растерянность, хрупкость. Виновата война, где гибнут юные девушки.
— Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?
(Бесстрашно перебрались через болото, при встрече с немцами не пали духом. Когда надо было сделать, чтобы немцы пошли в обход, разыграли сцену с лесорубами. Погибли как герои, защищая родину.)
— Почему все девушки погибают?
(Война жестокая. Гибель девушек подчеркивает эту жестокость. Немцев было много, а их шесть, воевать не умеют.)
На читательской конференции Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул:
«…надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооруженных солдатах, тогда еще не сдававшихся в плен.
Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь старшина и 5 неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь.»
— С какими героями литературы мы могли бы сравнить Федота Евграфовича?
(Андрей Соколов усыновил Ванюшу, опытный, мужественный, душевный Федот Е. Васков – Альберта, сына Риты, сироту. Оба советские люди, умеют переносить всякие трудности).
— Почему так названа повесть?
Удивительное, скромное, протяжное название. Заглавие подчеркивает ужас, дикость войны в прекрасных карельских лесах.

Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, а зори в свою очередь хранят все события, прошедшие за один день, соблюдая, как и прежде, тишину.
Выразил главную мысль: девушки погибли во имя светлого будущего, чтобы было голубое, безоблачное небо, тихие зори, никогда не знали войны.
Заглавием повести Васильев выражает протест против войны.

Вопросы анкеты:
Кто из героев понравился больше всех?
Какие эпизоды произвели сильное впечатление и почему?

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK