Звезда первой величины

Автор публикации: Ольга Викторовна Рудякова
Станица Шумилинская
учитель русского языка и литературы

Публикация


Звезда первой величины.

 

Гений — это талант изобретения того,
чему нельзя учить или научиться.
Иммануил Кант

Лучшая проверка качества труда – время. Это, бесспорно, касается и творений, вышедших из-под пера писателей. Произведения всемирно известных классиков изучают в школах, до сих пор издают огромными тиражами. Они считаются тем эталоном, на который пытаются равняться современники. И некоторые мастера слова уже получили возможность стать на одну ступень с мировыми знаменитостями. В своем выступлении хотелось бы рассказать о гении, прославившем край земли донской, Антоне Павловиче Чехове.

Вечные труды русских гениев критики называют инструкцией к жизни, а герои их книг уже после первого прочтения очень часто становятся примером для подражания. Так, произведения Антона Павловича Чехова, это не только ответы на вопросы судьбы, но и доподлинная летопись государства, без притворства и лоска.

Антон Павлович Чехов родился в Таганроге 29 января в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. В семье Чеховых было пять сыновей и одна дочь. Антон был третьим ребенком. Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми. Как-то раз Чехов сказал, что его детство прошло без детства. В чем- то это было правдой: каждый день он вместе с братьями вставал в пять утра, чтобы петь в церковном хоре, а вечером после школы помогал отцу в бакалейной лавке. В общем то взрослел Чехов в дружной семье, несмотря на деспотичный характер отца.

Маленького Антошу Чехова называли «Бомбой» за то, что у него была слишком большая голова. Однако он сердился на это. По воспоминаниям родных, он был самым смиренным сыном среди детей. Антон увлекался ловлей певчих птиц, держал дома голубей.

В 1868 Чехов поступает в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.
Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др., подписываясь разными псевдонимами.  Достоверно известно, что Чехов имел более 50 различных псевдонимов. Самые известные из них: Антоша Чехонте, Шиллер Шекспирович Гете, Шампанский, Брат моего брата, Гайка № 6, Гайка №9, Грач, Человек без селезенки, Акакий Тарантулов, Некто, Архип Индейкин, Василий Спиридонов Сволачев и т.д. Чехов очень любил редактировать чужие рассказы. Он нередко собирал из газет художественные произведения и «шлифовал» их. Сам писатель называл это гимнастикой для ума.  С 1882   писал для петербургского журнала «Осколки», главный редактор которого, Николай Лейкин, был очень требовательным. Казалось бы, что такое написать короткий рассказ – сотня слов и готово! Но Лейкин считал, что это должны быть те самые сто слов: описание, диалоги, характеры, сюжетная линия – всё должно быть мастерски выписано! Так появилась знаменитая «краткость», которая навсегда стала любимой сестрой таланта Чехова.

В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова — «Сказки Мельпомены», затем следуют «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Хмурые люди» (1890). В 1890 году Чехов совершил почти годовую поездку на Сахалин. В те времена это было глобальное путешествие: только дорога туда заняла у писателя 82 дня. Прожив затем на полуострове несколько месяцев, Антон Павлович познакомился с условиями жизни и судьбами множества людей. В одиночку он провел полную перепись населения Сахалина, собственноручно заполнив несколько тысяч карточек! Надо сказать, что Чехов и ранее уже принимал добровольное участие в статистических работах и даже получил медаль «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года».

Результатом поездки стала написанная книга «Остров Сахалин». В ней Чехов описал тяжелейшие условия жизни ссыльных. Сахалинские впечатления отразились и в рассказах «В ссылке», «Палата № 6».

В 1892 Чехов купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.
Врачебная практика Антона Павловича – это общеизвестный факт. Будучи чрезвычайно тонким психологом и глубоким знатоком души, он нередко помогал пациентам с необычными проблемами. Его профессия нашла свое отражение и в творчестве, к душам человеческим он тоже относился именно как врач, в своей профессии черпал вдохновение и темы для литературы. Но мало кто знает, что активной врачебной практикой он продолжал заниматься буквально до последних лет жизни. «Мечтаю о гнойниках, отёках, фонарях, поносах, соринках в глазу и о прочей благодати. Летом обыкновенно полдня принимаю расслабленных, а моя сестра ассистирует мне, — это работа весёлая» — писал он в мае 1888 года. Причем большей частью великий писатель делал это бесплатно: «…я нищ и убог, так как нашёл удобным для себя и своей самостоятельности отказаться от вознаграждения, какое получают участковые врачи» (письмо от 1 августа 1892 года). Даже устав от медицины и понимая, что первая профессия крадет время у литературного призвания, Чехов все равно отдавал ей дань: «Ах, как мне надоели больные! Соседнего помещика трахнул нервный удар, и меня таскают к нему на паршивой бричке-трясучке. Больше всего надоели бабы с младенцами и порошки, которые скучно развешивать». (Письмо от 28 августа 1891 года). В 1892—1893 в средней полосе России разыгралась эпидемия холеры. Антон Павлович не только организовал в Мелихове врачебный пункт и оборудовал его полностью на свои средства, но и в одиночку, без помощников, выполнял свой врачебный долг: «У меня в участке 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь. Утром приемка больных, а после утра — разъезды». Так, почти до конца жизни, великий писатель и настоящий врач разрывался между двумя своими призваниями: «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой».

«…как еще беден и некультурен наш Таганрог, не имеющий своего хирурга, своей клиники – того, что в центральных губерниях имеет теперь почти каждый уездный городишко» (из письма А. Б. Тараховскому, 15 февраля, 1900 г. Ялта. См.: Полн. Собр. Соч. – Письма: Т.9. С. 55)

Кажется, что перечисленного выше уже хватило бы на три человеческие жизни, однако список общественных дел великого классика надо продолжать:

– В Таганроге Чехов полностью на свои средства создал публичную библиотеку. Для этого писатель отдал более двух тысяч собственных книг.

«…городская библиотека, как книгохранилище, должна занимать свое собственное, просторное, привлекательное для публики помещение, и должна быть уверенность при этом, что по мере надобности помещение библиотеки можно будет расширять…»

(из письма А. Б. Тараховскому, 22-26 ноября, 1899 г. Ялта. См.: Полн. Собр. Соч. – Письма: Т.8. С.314-315)

–   Писатель украсил родной Таганрог памятником Петру Первому. Для этого он уговорил известного скульптора Антокольского подарить изваяние городу, а затем организовал отлив и бесплатную доставку статуи.

– Во время голода 1892 года Антон Павлович лично отправился в Нижегородскую губернию, организовал сбор средств, устроил для голодающих бесплатные столовые и позаботился о скупке лошадей для последующей раздачи по весне безлошадным крестьянам.

– Очень по-чеховски, писатель оставил после себя в Мелихово и Крыму множество садов: было посажено более тысячи вишневых деревьев, голые участки леса были засеяны вновь саженцами.

– Кроме всего прочего, Чехов всю жизнь просто помогал людям, обращавшимся к нему. Доказательства тому – множество благодарственных писем, которые писатель получал со всей России.
«Я счастлив, что могу хотя чем-нибудь быть полезен родному городу, которому я многим обязан и к которому продолжаю питать теплое чувство»

(из письма К. Г. Фоти, 3 мая, 1890 г. Тюмень. См.: Полн. Собр. Соч. – Письма: Т.4. С. 74)

Творчество Чехова бессмертно. На его памятниках надо высекать только одну дату – дату рождения, потому что в бессмертии народа, которому служил писатель, – бессмертие его творчества и личности. Русский философ Сергей Булгаков отмечал, что «для правильного понимания значения творчества Чехова весьма важно иметь в виду, что его образы имеют не только местное и национальное, но и общечеловеческое значение, они вовсе не связаны с условиями данного времени и среды, так что их нельзя целиком свести и, так сказать, погасить общественными условиями данного момента».

Современник писателя оставил нам проницательный портрет Антона Павловича Чехова: “Я увидел довольно красивого человека, с приятно вьющимися волосами, с бородкой и усами, держащегося скромно и, очевидно, склонного к чистоплотности и внешней порядочности, голос очень низкий, дикция настоящая русская, интонация гибкая, даже переливающаяся в легкий распев, однако без малейшей сентиментальности и, тем более, театральности”. «Звездой первой величины» назвал Чехова Бернард Шоу.

Таким и останется на века в памяти грядущих поколений человек, который своим творчеством и жизнью утверждал: «В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли».

Писатели и поэты мира создают реальность, в которую хочется окунаться раз за разом. Эта способность изобличать действительность в комедиях, трагедиях и других жанрах литературы – настоящий талант. Благодаря трудам творцов прошлых веков происходило становление языка, появлялись новые художественные приемы. Конечно, современники нередко опираются на накопленный опыт, но, тем самым рождают что-то новое, что будет волновать умы и трогать сердца еще не одного поколения читателей.

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в google
Google+
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK